Становление рынка

Возникновение рынка не отрицало предшествующие формы сотрудничества. Поэтому сохраняется потребление свободных благ (кислород воздуха, свет и тепло солнца и т. п.), присваивающее природопользование (дары природы) и натуральное хозяйство (продукты труда).

Условием возникновения рынка является общественное разделение труда, экономическая обособленность и самостоятельность субъектов рынка, свободный обмен ресурсами и т. д.

В рыночной экономике блага становятся товарами и услугами — продуктами труда, предназначенными для обмена. Потребительная стоимость услуги не обладает вещественной формой.


Товары имеют два свойства (двойственная природа товара) — потребительную и меновую стоимость. Они известны с Древней Греции и обособлены классической школой экономики.


Товар характеризуется полезностью и способен удовлетворять какую-либо потребность. Товары являются продуктами труда, отчуждаемыми от того, кто их создает. Товары — добровольно отчуждаемые продукты труда на двусторонней (возмездной) основе, в отличие от даров. Они отчуждаются эквивалентно.

Полезность — естественное свойство, называемое иначе потребительной стоимостью. Это свойство товаров изучают товароведы. В настоящее время называют 20-30 млн полезностей. Каждая из них выполняет специфическую функцию в жизни людей. Для экономической науки главный интерес представляет второе свойство товара — его меновая стоимость, цена, эквивалентность. Для их понимания следует рассмотреть основные формы рыночных отношений:


А. Обмен — исходная и сегодня самая простая форма рыночных отношений. Ее называют натуральным обменом: товар обменивается на другой товар (формализованно записывают: Т-Т). Обмен предполагает встречу двух субъектов, товары которых нужны друг другу. Это относительно легко при ограниченном числе товаров и становится все более трудным при росте числа товаров. Такой тип непосредственного обмена товарами сохраняется вплоть до настоящего времени в «глубинках» общества. Его называют также бартером, который широко распространяется в период фиаско (кризиса) рынка.

Главная задача товарных отношений — понять эквивалентность товарного обмена.

Что это такое? В простой форме рыночных отношений каждый товар служит эквивалентом другого товара. Эквивалентность — есть определенная пропорция обмена одного товара на другой. Пропорции мены показывают соотношение количества разных полезностей, которые передают друг другу субъекты. Эти отношения постоянно изменяются в зависимости от места и времени.

Существуют три типа пропорций обмена товаров.

Случайные — субъективны, динамичны. Они зависят от не поддающихся контролю факторов отношений между людьми. Все сводится к оценкам значимости той или иной вещи вступающими в отношения субъектами. При определенной ситуации индивид пожелает поменять «полцарства на коня».

Возмездные — предполагают выгодность обмена для каждого субъекта. Эти пропорции могут быть более или менее определенными в тех или иных условиях, объективными, стабильными или фиксированными. Тем не менее они не отражают всех факторов и не являются эквивалентными.

Эквивалентные пропорции признаются справедливой формой равенства, выгодности, учитывающей все факторы рынка и интересы всех ее субъектов. Традиционная парадигма экономической науки называла эквивалентностью обмен равным имуществом, для производства которого требовались одинаковые затраты труда (издержки). 10-граммовый самородок золота не эквивалентен 10-граммовому камешку, потому что требует больших издержек на его поиски.

Товарные отношения были фактором прогресса сотрудничества людей. В таком случае каждый человек мог получить то, что ему требуется. Но товарные отношения предполагали встречу двух субъектов, товары которых нужны друг другу. По мере роста разделения труда росло число товаров, и возрастала трудность натурального обмена. Эта трудность стала фактором развития товарных отношений. В простом случае ее преодолевали промежуточными сделками. В таком случае находили человека, у которого имеется нужный товар, и узнавали, что ему нужно, а потом искали нужный ему товар. При этом могли совершить множество промежуточных сделок для получения нужного товара. Такую форму развития товарных отношений путешественники встречали еще в XIX веке (лодка — слоновая кость — сукно — проволока).

Б. Обращение — более развитая форма рыночных отношений. Она возникла ввиду развития разделения труда и специализации при производстве товаров.

Закон возвышения потребностей людей предполагал рост выработки продукции, что зависело от роста разделения труда и мотивации — создания у людей заинтересованности в их производстве. Они стремились получить больше за продукт своего труда, чему противодействовала неразвитость самих товарных отношений, отсутствие средств достижения этого. По мере увеличения числа товаров и т. п. росла трудность встречи субъектов, товары которых нужны друг другу, что стало причиной возникновения опосредованных форм движения товаров — их обращение с помощью посредников.

Этот процесс развития рынка К. Маркс назвал эволюцией форм стоимости.


Объяснение К. Марксом эволюции форм стоимости следует принять за основу и уточнить терминологию. Основанием является понимание более общей теории по сравнению с рынком — трактовка эволюции форм сотрудничества: взаимопомощь, дарообмен и рынок. В таком случае то, что К. Маркс назвал простой формой стоимости, не является стоимостью. Стоимость — не экономический, а рыночный термин. Нет стоимости при взаимопомощи, дарообмене и натуральном обмене. В то же время уже при дарообмене господствует эквивалентность — равенство выгоды субъектов.

Простая пропорция является гипотетическим представлением того этапа развития сотрудничества, когда существовало всего лишь два товара. В таком случае проще всего определить меновую пропорцию товара. Она выражается через количество полезностей другого товара, к которому его приравнивают. Затем пропорцией становится равенство и эквивалентность. Каждый товар одновременно является эквивалентом другого товара — другие товары служат определению его эквивалента.

Трудности натурального обмена породили обращение товаров на основе их стоимостных оценок.

Прошли тысячелетия после возникновения первых товарных отношений — натурального обмена (Т-Т), когда началось становление обращения товаров с помощью посредников (формализованно Т - П - Т).

Трудности обмена товарами (необходимость многих промежуточных сделок) были преодолены на основе стихийного обособления некоторых товаров, пользовавшихся всеобщим спросом у данного народа. Такой товар называли «ходовой» или «меновой». Им был «предпочитаемый всеми продукт». Товарные отношения называли меновой торговлей, или обращением товаров. Меновой товар выполнял функцию посредника — всеобщего эквивалента. Меновым товаром становились обычно те товары, которые чаще всего пользовались всеобщим спросом. У этого товара раздваивалась его полезность. Помимо естественной полезности — быть источником удовлетворения определенной потребности — этот товар приобретал особую общественную полезность — быть всеобщим эквивалентом. Непосредственная обмениваемость этого товара на другие привела к возникновению обращения товаров, состоящего из двух сделок: продажи и купли. Вместо многочисленных актов сделок достаточно продать свой товар за всеобщий эквивалент и с помощью последнего купить требующийся товар. Обращение товаров — их обмен с помощью посредника, т. е. менового товара или всеобщего эквивалента.


Всеобщим эквивалентом становился «предпочитаемый всеми продукт». У разных народов были разные всеобщие эквиваленты.

Исторически известно множество форм всеобщих эквивалентов, которые в той или иной мере сохраняются по настоящее время в разных уголках земли: соль, скот, меха, ракушки каури и т. д. Их роль возрастает в трудные времена, например во время войн, кризисов. В XX веке неоднократно были возвраты к такому типу товарных отношений у разных народов. Имеются они и в современном мире.

Появление всеобщих эквивалентов породило понятие стоимости товаров. Стоимость — эквивалентность товара, выраженная в товаре-посреднике. Скажем, три килограмма клубники за 6-часовой рабочий день поденщика являются стоимостью его труда (рабочей силы).

В. Торговля — высшая форма рынка. Ее возникновение вызвано развитием общественного разделения труда, ростом производительности труда и появлением денег.


Деньги существуют с древности и сегодня являются основой рыночной экономики. В связи с этим закономерен вопрос И. Канта: «Что такое деньги?». Философски обоснованный ответ на него предполагает теоретическое объяснение на основе иерархической системы понятий. В результате возникло классическое определение сущности денег К. Маркса.

Развитие рынка породило деньги. Историческая тенденция состоит в том, что продукт труда принимает форму товара, а определенный товар становится деньгами: деньги — превращенная форма товара. «Трудность состоит не в том, чтобы понять, что деньги — товар, а в том, чтобы выяснить, как и почему товар становится деньгами» (К. Маркс). Возникновение денег означало выделение из мира товаров одного товара особого рода («предпочитаемого всеми продукта») или их деление на обычные товары («плебеи») и «царя».

Деньги метафорически называли и кровью рынка, и палачом всех товаров, и деспотом товаров. В товарах, и особенно в деньгах, «общественное отношение лиц превращено в общественное отношение вещей, личная мощь — в некую вещную мощь». В связи с этим, по И. Канту, следует выявить: «... Как возможно, чтобы то, что сначала было товаром, становилось в конце концов деньгами?». По К. Марксу, следует осмыслить эволюцию товара в посредника, а посредника — в деньги, а денег — в бумажные их символы.

Для понимания сущности денег необходимо иметь в виду две стадии в их жизни: становление (монетизация золота) и вырождение (демонетизация золота).


Становление денег (монетизация золота) представляло процесс развития всеобщего эквивалента — вытеснения многих товаров из этой функции благородными металлами.

Проблемой всеобщих эквивалентов (ВЭ) является соответствие их свойств потребностям выполняемой ими функции. У каждого из них свои недостатки. В результате началась конкуренция товаров за выполнение функции всеобщего эквивалента. Этот процесс показан на схеме.


Выполнение любым товаром функции всеобщего эквивалента зависит от содержания его потребительной стоимости. оответствие свойств посредников требованиям обращения товаров лежало в основе эволюции посредников и возникновения денег. тихийное развитие рыночных отношений вело к вытеснению тех товаров, которые не в полной мере соответствовали функции всеобщего эквивалента и создавали трудности обращения товаров. Если меновым товаром был скот, то его надо кормить, охранять от хищников, перегонять. Если эту функцию выполняло зерно, то его могли испортить долгоносики, и т. п. Если такую функцию выполняли малоценные товары, то требовались большие усилия на то, чтобы их носить. В целом стихийный отбор меновых товаров постепенно вел к выделению отдельных товаров, естественные функции которых более всего соответствовали выполнению ими функции всеобщего эквивалента. В древности эту функцию выполняли черные металлы, потом цветные, а затем благородные. еребро и золото длительное время выполняли эту функцию одновременно, что называли биметаллизмом, то есть когда два металла выполняют функцию денег.

Переход к металлам в качестве всеобщего эквивалента был обусловлен многими их свойствами. Металлы могут произвольно делиться и вновь сплавляться. Они не требуют особых затрат труда на их хранение. Они были редкими ввиду того, что общество не нашло тогда легких способов их получения, а поэтому они были дорогими. Их требовалось немного для покупки других товаров. Эти же самые свойства были основой и для отбора благородных металлов в качестве всеобщего эквивалента.

Золото — первый, наиболее освоенный обществом металл ввиду существования его в качестве самородков. Первоначально оно было обычным товаром, а затем все более становилось богатством. Добыча золота шла уже 6-7 тыс. лет назад, и оно все более становилось меновым товаром. Тем самым мир товаров все более делился на две части — обычные товары («плебеи») и товар особого рода («царь»).

В целом однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность, трудоемкость, высокая ценность, эстетичность благородных металлов привели к тому, что они стали выполнять функцию всеобщего эквивалента и тем самым превратились в деньги. Золото использовали в качестве денег в Египте и Вавилоне 4-5 тыс. лет до н. э.

Золото — не деньги, но деньги — это золото в качестве всеобщего эквивалента. тановление денег привело к превращению обращения товаров в торговлю, а стоимости товаров — в цену. Цена — это денежное выражение стоимости товара, проявление эквивалентности обмениваемых товаров на основе издержек по их производству и реализации. Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда.

У всех товаров имеется только естественное свойство — полезность, а у золота возникает общественное свойство. В результате этого мир товаров подразделяется на две части: просто товары и деньги, которые выполняют специальную функцию для первых, служат им. В результате обращение сводится к двум сделкам - продаже и купле товара.

Замена простых товаров в качестве эквивалентов золотом происходила постепенно в меру формирования торговли как нового типа отношений людей по поводу ресурсов. Этот процесс имел в качестве поворотных моментов такие ступени: ограничение эквивалентных товаров теми, которые пользуются всеобщим спросом, затем ограничение непортящимися товарами (например, соль), затем ограничение долговечными товарами (металлами), затем — красивыми (медь), затем благородными, затем — золотом.

Возникновение денег привело к превращению товарных отношений в торговлю — товарно-денежные отношения, а также к возникновению чисто денежных, финансовых отношений. Возникновение торговли не отрицало менее развитых форм рыночных отношений. Деньги — новая общественная сила. Они становятся главным фактором общественной жизни. «Люди гибнут за металл» (Гете, Фауст) потому, что тот, у кого имеется золото, становится властелином общества. «Деньги — великий товар-посредник» (С. Бейли). За всю историю общества золота добыто объемом куба со стороной 17 м, массой 140 тыс. т. В среднем при добыче золота на тонну руды приходится 6 г.

Эволюция денег. Первоначально золото использовали в естественном виде — в форме самородков в торговле по весу. При сделке каждый раз необходимо было его взвешивать, что требовало особых условий — точных весов, а также гарантии полноценности (пробы) золота. В Египте и Вавилоне 3-4 тыс. лет до н. э. использовали золотые и серебряные пластинки и т. п.: приобретая товары, в обмен отрезали от них маленькие кусочки и взвешивали их. 1200 лет до н. э. в Египте деньги имели вид золотых колец, вес которых обозначался наложением штемпеля. Такие золотые кольца в качестве денег сохранялись в Судане до XVIII века. Затем стали делать слитки различной конфигурации (в том числе бобообразные) и строго определенного веса, которые не взвешивали. В последующем на них выбивали рисунок. Они весили 14 г. Это было не золото, а электр — сплав золота и серебра. Позднее их стали делать из золота, ставить на них круглую печать, которая удостоверяла его пробу и вес. Первые такие деньги были стандартными кусками металла с оттиском печати того, кто их выпускал. Их называли по единице веса, которой они равнялись, например шекель (определенная мера веса). Спустя 500 лет после появления денег их стали называть монетой, по имени богини Юноны. Значение слова «монеты» в смысле «деньги» возникло позже вследствие того, что поблизости от храма Юноны Монеты на той же площади в Древнем Риме стоял монетный двор, где и делались эти самые «монеты». От имени этой богини произошло и английское слово деньги «money». Эволюционный ряд становления монет или основных форм денег:

 


Вырождение денег (демонетизация золота). Вырождение денег началось одновременно с завершением монетизации золота. И причиной этому были законы монетного обращения, свойства золота, фальсификация монет.

Монета - определенный кусочек золота, на котором указан вес и герб того, кто удостоверял этот вес, как и качество металла. Первые монеты появились в VII веке до н. э. Монеты имели хождение не по весу, а по номиналу, т. е. в соответствии с тем количеством золота, которое указано на них. Для торговых сделок не важно строгое содержание веса монеты, а достаточно знать то, что написано на ней. В таком случае действует принцип «за что продал, за то купил». При продаже своего товара продавец получил монету, на которой указано: 5 г золота. Он настаивал на том, чтобы при ее использовании для покупки товара у него взяли эту монету как имеющую 5 г золота.

Золото — мягкий металл. Оно в прямом смысле «липнет к рукам». Xождение монет ведет к тому, что они стираются при передаче из рук в руки. Средняя золотая монета ежегодно теряет 0,07% собственного веса. За 2600 лет обращения золотых монет общая величина потерь по этой причине превысила 2 тыс. т золота. Для того чтобы уменьшить количество золота у человека, достаточно прикоснуться руками к его золотой вещи. О такой потере золота каждый может судить по позолоченным предметам, которые относительно быстро теряют позолоту.

Потеря веса золотых монет ввиду их стирания породила необходимость добавления в монеты лигатуры — иных цветных металлов, с тем чтобы монеты меньше стирались. В результате возникло несоответствие между тем, что написано на монете, и ее реальным содержанием, т. е. количеством золота в ней. Написано 5 г золота, а в монете его меньше на величину меди. Дополнительным фактором стало и то, что закономерность обращения денег по номиналу была осознана субъектами рынка, прежде всего менялами. Они стали портить монеты. Легчайшим способом порчи было их стирание при обмене. Поскольку каждый город имел свою монету и при посещении другого города надо было обменять иногородние монеты на монеты данного города, что обычно делали менялы, то последние должны были удостовериться в том, что монета действительно из золота. Для этого они терли ее о коврик. В результате монета стиралась, а на коврике накапливалось золото. Осознав это, меняла сжигал коврик через определенный период времени и получал определенное количество золота. Монеты же постепенно становились неполновесными (неполноценными). Их надо было изымать и заменять полновесными. На самом же деле стали делать наоборот: изымали полноценные и переплавляли их в неполноценные монеты понижением их пробы.

Фальшивомонетчики использовали замену полновесных монет неполновесными как средство получения дохода. Это породило обесценение денег, потерю их реального содержания. В результате возникли знаки (символы), которые не имели вообще в себе золота или не имели «внутренней стоимости». В последующем возникли бумажные знаки денег. Бумажные деньги — долговые расписки.

Становление рыночной экономики вело к формированию системы рыночных законов, которые определяют развитие рынка. А. Смит их назвал «невидимой рукой». Число и значение этих законов росло по мере становления рынка: обособленность товаропроизводителей, неизвестность рынка, риск, стихийность, конкуренция, законы стоимости, спроса и предложения и т. п.

Ключевые слова: Рынок
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Рынок сталелитейной продукции
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Формирование международных фондовых рынков: функции и место в мировой экономике
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Инвестиционный рынок: основные элементы
Н.И. ЛАХМЕТКИНА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дилерская деятельность
Фондовый рынок. Учебник. Под редакцией Н.И.Берзона
Теория невидимой руки рынка Адама Смита
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Антимонопольное регулирование. Рыночная власть
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Рынок товаров химической продукции
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Оставить комментарий