Сравнительная политология: сущность, критерии, метод, принципы

Известно, что истина добывается в сравнении. Отдаленным аналогом процедур политической сравнительной политологии (компаративистики) может служить операция взвешивания, для чего как минимум необходим такой инструмент, как весы. В науке аналогом выступает выработанный десятилетиями инструментарий — различного рода теоретические концепции и парадигмы (подходы). При цивилизованном взвешивании товаров принято использовать некоторые строгие эталоны. Эквивалентом эталонных единиц в научной теории выступают критерии научности, дефиниции языка, политической культуры, «оценки» политических норм и ценностей. Поскольку «взвешиванию» в нашем случае подлежат такие деликатные «товары», как разнообразные национальные политические культуры, то угроза ошибки обусловлена так называемым эталонным подходом, когда одна культура берется в качестве образцовой, а пройденный ею путь и достигнутые результаты — как примеры для всего человечества.

Долгое время в науке как эталонное использовалось понятие линейного «прогресса» — идея явно европейского происхождения, которая в настоящее время под влиянием межцивилизационных сопоставлений находится под большим сомнением. Оказалось, что понятие «циклизма», которому отдавалось предпочтение в цивилизациях Востока, с точки зрения современного науковедения обладает большей разрешающей способностью, а циклические модели предпочтительнее и перспективнее «прогрессистских», линейных хотя бы с точки зрения формализации.

Совсем недавно появилась концепция «общечеловеческих ценностей», которые, с точки зрения либерально-демократических авторов, «здесь и сейчас» должны стать подлинным эталоном, критерием для социально-политологической компаративистики.

Конкретными социальными исследованиями выявлено, что на статус «общечеловечности» с наибольшими шансами претендуют патриотизм и религия, с той оговоркой, что у представителей каждой цивилизации своя, конкретная религия, а патриотизм означает — любовь к своей родине, а не к абстрактному человечеству. Более того, существует целый набор серьезных аргументов, отражающих реалии сегодняшнего дня и направленных против безоговорочного принятия концепции «общечеловеческих ценностей».

Исследования и учебные пособия зарубежных и отечественных авторов содержат методики, в том числе и конкретно-социологические, актуальной политической компаративистики, в которых просматривается важное и верное исходное положение: политические культуры различны в разных государствах. Вот это сопоставление «различного» как раз и содержит в себе наибольшую методологическую трудность, которая возрастает из-за отсутствия необходимой исторической глубины в подходах к объектам сравнения. Кроме того, политическая компаративистика подразумевает сопоставимый уровень изученности и освещенности в доступной литературе таких, например, объектов сравнения, как политические культуры стран Востока и Запада. Постоянно приходится учитывать к тому же тот язык западноевропейской «политической прозы», которым все мы пользуемся, не задумываясь о сложностях перевода с одного языка политической культуры на другой. Сложности эти становятся очевидными уже при использовании хрестоматийного материала по странам Востока. Видимо, существует некоторый минимум арабских, санскритских, древнекитайских терминов, без которых не обойтись.

Источник: 
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Темы: