Способности и профессиональные компетенции

Определив, что компетентность детерминирует успех в деятельности, поставим следующий вопрос «А как компетентность связана со способностями?». Интересны в этом плане результаты исследований, проведенных в Европе, по определению компетентности выпускников вузов.

В работе приняли участие более 100 университетов из 16 стран - подписантов Болонской декларации, в консультациях и опросах были задействованы 5183 выпускника, 998 профессоров, 944 работодателя. Были отобраны 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные. От респондентов требовалось проранжировать компетенции с точки зрения значения навыка для профессии и уровня освоения по завершении программы. Была отмечена значительная корреляция между рейтингами работодателей и выпускников, отличающихся от оценок профессуры, и незначительная вариативность по странам.

Общие компетенции. В рамках проекта была предпринята попытка определить набор компетенций, общих для всех ступеней. Первоначально был составлен список 85 умений и компетенций, выделенных как значимые институтами высшего образования и компаниями. По рабочей классификации они были разделены на три категории.

1. Инструментальные, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный набор включает:

  • способность к анализу и синтезу;
  • способность к организации и планированию;
  • базовые общие знания;
  • базовые знания по профессии;
  • коммуникативные навыки в родном языке;
  • элементарные компьютерные навыки;
  • навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);
  • способность решать проблемы;
  • способность принимать решения.

2. Межличностные, т.е. индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. Набор межличностных навыков включает:

  • способность к критике и самокритике;
  • способность работать в команде;
  • межличностные навыки;
  • способность работать в междисциплинарной команде;
  • способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;
  • способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
  • способность работать в международном контексте;
  • приверженность этическим ценностям.

3. Системные, т.е. сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения в целях совершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют освоения инструментальных и базовых компетенций как основы. Они включают:

  • способность применять знания на практике;
  • исследовательские способности;
  • способность к обучению;
  • способность к адаптации к новым ситуациям;
  • способность к генерации новых идей (творчеству);
  • способность к лидерству;
  • понимание культуры и обычаев других стран;
  • способность работать автономно;
  • способность к разработке проектов и их управлению;
  • способность к инициативе и предпринимательству;
  • ответственность за качество;
  • волю к успеху.

Специальные компетенции. Вторая часть опроса касалась специальных компетенций. Наибольшую сложность представляла задача определения специальных компетенций по уровням.

Не останавливаясь подробно на методике и описании процесса сбора и обработки данных, представим результаты исследования. Еще раз следует сказать, что был отмечен высокий уровень корреляции оценок выпускников и работодателей. Отличия в оценках этих двух групп респондентов от оценок профессуры касаются в основном более высокого значения, придаваемого преподавателями базовому общему знанию, и более низкой оценки ими значения межличностных компетенций.

Для первой ступени были выделены следующие общие для различных предметных областей компетенции:

  • способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины;
  • способность логично и последовательно представить освоенное знание;
  • способность концептуализировать новую информацию и дать ее толкование;
  • умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами;
  • способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;
  • способность правильно использовать методы и техники дисциплины;
  • способность оценить качество исследований в данной предметной области;
  • способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.

Выпускники второго уровня должны:

  • владеть предметной областью на продвинутом уровне, т.е. знать новейшие методы и техники (исследования), теории и их интерпретации;
  • критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;
  • владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне;
  • быть способными внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например в рамках квалификационной работы;
  • продемонстрировать оригинальность и творческий подход;
  • овладеть компетенциями на профессиональном уровне.

Необходимо подчеркнуть, что одинаковые результаты могут быть получены через различные типы обучения, методики, техники, форматы.

Из приведенных данных мы видим, что авторы исследования подразумевают под термином «способности» и собственно способности, и профессиональные знания, и профессиональные умения и навыки. В то же время способности в столь широкой трактовке становятся синонимом компетентности. В узконаучной трактовке эти понятия существенно различаются, и мы должны это помнить.

Ключевые слова: Способности
Источник: Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с.
Материалы по теме
Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
...
Педагогические способности
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Теория приобретенных способностей
Хрусталева Т.М., Психология способностей
Способности как интегральное личностное образование
...
Общая характеристика способностей. Задатки
Штейнмец А.Э., Общая психология
Тесты способностей человека
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Структура способностей
...
Математические способности
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Оставить комментарий