Специфическое расстройство развития двигательных функций (F82)

Классификация моторных расстройств. Негативные симптомы (нормальная двигательная функция выпадает): параличи, ограничения координации движений (при повреждении мозжечка).

Позитивные симптомы (патологические движения): гиперкинезы (патологически усиленная моторика, иногда с непроизвольными движениями), миоклонии (толчкообразные сокращения отдельных мышц), тики (непроизвольные координированные движения, краткие подергивания мышц), изменения мышечного тонуса, например при ригидности (патологически повышенное мышечное напряжение).

При первично-органических расстройствах нарушения происходят в мышечной, скелетной и нервной системах.

При психогенных двигательных расстройствах наличие органических нарушений доказать невозможно. На их возникновение влияют психические факторы, их улучшение достигается под влиянием психотерапии, картина проявлений не сопоставима с симптоматикой известных органических двигательных расстройств, имеются признаки какого-либо психического расстройства.

При расстройствах, возникающих вследствие неадекватной компенсации, заученная двигательная программа заменяется неэргономичными движениями (писчий спазм).

Этиология/анализ условий возникновения моторных расстройств

Задержка психического развития со специфическим расстройством развития двигательных функций (синдром детской неуклюжести, диспраксия развития). Основное клиническое проявление — серьезное нарушение двигательной координации, которое нельзя объяснить неврологическим расстройством. При этом моторная неуклюжесть сочетается с неспособностью к решению зрительно-пространственных когнитивных задач. Степень нарушения тонкой и грубой двигательной моторики варьирует. Задерживаются не только этапы развития моторных функций, но и некоторые механизмы артикуляции, что приводит к сопутствующим трудностям речи. У ребенка обнаруживается неуклюжая походка, он медленно обучается бегать, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице, долго не способен научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы, бросать и ловить мяч. Неуклюжесть может наблюдаться как в тонких, так и в крупных движениях, что проявляется в склонности ронять вещи, спотыкаться, ударяться о препятствия и плохом почерке. Такой ребенок плохо рисует, не справляется с заданиями на составления из частей целого (кубики, мозаика), не может создать строительные и другие модели, начертить (понять) план или карту. При неврологическом обследовании могут быть обнаружены хореиформные и зеркальные движения, негрубые неврологические симптомы, повышенные или пониженные сухожильные рефлексы с обеих сторон. Возможны также трудности обучения в школе и/или социоэмоциональные, а также поведенческие нарушения.

Расстройства выполнения движений
Сюда относятся расстройства программы управления, регуляции и координации.

  • Расстройства программы управления. Несколько программ координируют движения и приспосабливают их к новым условиям. Например, расстройства параметризации двигательных программ при синдроме паркинсонизма. Программа сохранена, но не обеспечивает адекватности различных движений.
  • Расстройства регуляции — зрительно-моторное рассогласование при оптической атаксии — следствие повреждения задней области теменных долей.
  • Расстройства координации. В движении участвует ряд мышц, которые должны сокращаться в определенной последовательности и с определенной интенсивностью.
  • Избыточная активность — возрастает мышечное напряжение. Одновременное сокращение мышц-антагонистов. Пример: писчий спазм.
  • Кинетическая атаксия — расстройство целенаправленных движений. Пример — интенционный тремор.
  • Синергии (одновременное сокращение не участвующих в движении мышц) — торможение активности внутри рефлекторных дуг. Возникает при нарушении регуляции мозжечком сочетанного действия различных мышц.

Возрастные различия двигательной активности

В младенчестве отмечаются массовые недифференцированные движения автоматического и защитного характера, обусловленные деятельностью паллидум, затем стриатум. Позже формируются лазанье, обхватывание, недифференцированные реакции страха, появляются симптомы Бабинского, Моро, атетоидные движения, супинальное положение ног, а затем дорсальная и плантарная флексия, хватательные рефлексы. Ползание предшествует хождению.

В 1—2 года у ребенка неуклюжие и неустойчивые движения. Нет достаточной регуляции тонуса. Появляются выразительные и защитные движения. Затем обиходные. Стриатум развит. Положение тела отличается лордозом.

3—7лет. Дети подвижны и грациозны. Способность к передвижениям и выразительным движениям. Двигательное богатство осуществляется за счет свободных движений и совершается за счет их точности. От точных движений утомляется и стремится к играм, где движения свободны. Преобладают выразительная, изобразительная и обиходная моторика. Неутомимость связана с отсутствием продуктивных движений, требующих преодоления сопротивления и точности, а, следовательно, и большой затраты энергии. Темп, ритм, иннервация и денервация уже хорошо развиты. Начинают развиваться корковые функции. Уменьшается число синкинезий, сила движений слаба. Недостаточны последовательные и непрерывные движения, их точность.

7—10 лет. Научаются пользоваться своим двигательным аппаратом. Появляются личные особенности мимики и жестов. Движения становятся экспрессивными. Только при аффекте движения становятся, как раньше, диффузными (стрио-паллидарными).

10—13 лет. Несколько уменьшается богатство движений. Налаживаются мелкие точечные движения. Остается неспособность к длительной установке на продуктивную работу из-за недостаточности фронтальных механизмов.

Пубертатный возраст. Некоторая гармония нарушается. Происходит перестройка моторного аппарата. Богатство движений без детской грации. Нарушается умение владеть движениями, соразмерять их. Движения неловкие, угловатые, избыточные гримасы, недостаток координации, нарушение торможения. Центр отстает от роста периферии. Освобождаются примитивные механизмы. Плохо соизмеряется с препятствиями, нет экономии движений. Полярные колебания. Конституциональные особенности заостряются. Замедление и эксплозивность моторных функций. Возбуждение и угнетение. Инфантильная подвижность и паре-тическая слабость.

Двигательная недостаточность:

  1. Моторный инфантилизм Гомбургера. Моторные проявления свойственны раннему детству. Например, запаздывание начала сидения, ходьбы, «хватательные» движения ног, вялость мускулатуры шеи, головы и т. д. Дорсальная флексия большого пальца, симптом Моро, атетоидные движения. Неустановившиеся отношения между пирамидной и экстрапирамидной системами. Наблюдается у глубоко умственно отсталых лиц.
  2. Моторная дебильность Дюпре. Синкинезии (излишние движения) как следствие недостаточной дифференцированности движений. Например, при попытках закрыть один глаз, закрывается и другой. Паратонии — сопротивление при пассивных движениях из-за недостаточной денервации — расслабления мускулатуры. Повышение сухожильных и понижение кожных рефлексов. Неловкость произвольных движений. Длительное пребывание в одном и том же положении, одной и той же позе, когда как бы забывают о своих частях тела, оставляя их в неудобном положении (симптом Коллэна). Дефекты речи. Нарушения походки. Недержание мочи. Левшество. Недостаток или отсутствие ритмичности. Недостаток развития пирамидной системы. Наблюдается у нормальных лиц (2 %), но чаще у умственно отсталых индивидов (у глубоких — в 75 %, тяжелых — в 44 %, умеренных и легких — в 25 %). Поддается исправлению.
  3. Экстрапирамидная недостаточность Гомбургера, Якоба. Недостаточность выразительных и изобразительных движений (мимики, жестикуляции, танцев, пластики). Недоразвитие автоматических ассоциированных и защитных движений (походка куклы, манекена, скованность, заторможенность, связанность движений). Встречается у умственно отсталых детей. Корригировать трудно.
  4. Фронтальная недостаточность моторики Гуревича. Резкая психомоторная подвижность, кажущееся богатство движений, отсутствие возможности производить целесообразно последовательные и продуктивные движения (не может сам одеться, самостоятельно есть). Недоразвитие или отсутствие речи при сравнительно хорошем ее понимании. Наблюдается у глубоко умственно отсталых, нередко после менингоэнцефалита. Коррекция крайне незначительна.

Диагностика психомоторики

Анализируются жалобы, осуществляются опрос, наблюдения (для оценки ограничений движений производят сравнение с нормой). Кроме того, проводятся клинические исследования для различения степени выраженности пареза мышц, оценки недостаточности их функций, а также используются:

  • метод исследования жизненно необходимых движений;
  • метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей и подростков от 4 до 16 лет (Озерецкий Н. И., 1930);
  • групповые методы исследования моторики детей и подростков (тесты моторных функций Флейшмана — 11 способностей);
  • тесты на статическую координацию, на динамическую координацию, на скорость движений, на одновременные движения, на силу движений, на отчетливость выполнений (отсутствие синкинезий); тест ручной умелости (Антипова Е., 2009).

Также проводится измерение общей двигательной активности, ходьбы, мышечной силы кистей и становой силы, статического и динамического тремора рук, применяются методика исследования точности движений в условиях меняющегося положения тела и метод исследования дифференцированности мышечного напряжения. Измеряются статическая мышечная выносливость, показатель мелкодвигательных координаций, показатель рабочих движений рук. Определяется ловкость пальцев при одновременной работе обеих рук, проводится манипуляционный тест (Давлетшин М. Г., 1971).

Ключевые слова: Расстройства
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Диссоциальное расстройство личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Классификация вариантов нарушения мышления. Характеристика симптомов навязчивых идей по механизмам возникновения и по сочетанию с патологией других психических процессов
...
Расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией по полу (F66) по МКБ-10
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Принципы классификации нарушений ВПФ при локальных поражениях коры головного мозга
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушения памяти
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Смешанное тревожно-депрессивное расстройство
...
Понятие «пограничное расстройство личности» в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Нарушения сна при неврозах
Карвасарский Б.Д., Неврозы
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий