Сознание — высшая форма объективной реальности, свойственная исключительно человеку, обеспечивающая актуальное восприятие и познание внешнего мира, осознание своей общественной принадлежности, объективной обусловленности высших качеств своего «Я», составляет высшее специфическое человеческое качество (Саарма Ю. М., Мехилане Л. С., 1980). Осознавать — значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове, общественно выработанных обобщенных значений (С. Л. Рубинштейн). Общественно накопленные знания являются стержнем сознания. Сознание длительно созревает в онтогенезе и появляется лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Осознание связано с обобщением и фиксацией этих обобщений в речи. Так как и речь и обобщения — продукты общественно-исторического процесса, то любой акт сознания опирается на всю историю человеческого общества. Осознание реального мира предполагает и определенное отношение к осознаваемым объектам. Сознание, будучи функцией бытия, одновременно является и активным регулятором деятельности человека. «Находиться в сознании означает, переживая конкретный момент своего собственного опыта, переносить этот опыт на совокупность своих знаний. Таким образом, сознательное состояние можно квалифицировать как сложную структуру, или, другими словами, как организованную структуру жизни отношений, связывающих субъект с другими людьми и с миром» (Эй А., 1968). «Сознательное состояние — это способность воспринимать стимулы, как внутренние, так и внешние, и реагировать на эти стимулы произвольными движениями, включая лингвистическую реакцию» (Ма-цумото Дз., 1978).
Нейрофизиологический механизм сознания
Развитие речевой функции у человека одновременно означало появление сознания. Посредством речи выражаются общие качества предметов и явлений реального мира, т. е. возникают процессы абстрагирования, слова становятся понятиями. Биологическая основа абстрагирования — иррадиация и концентрация в мозговых нейронах вновь образованных сигналов, выраженных в словесной форме. Мысли человека, не выраженные вслух (внутренняя речь), обязаны своим происхождением возбуждению, возникающему во второй сигнальной системе, но оно не вызывает двигательных реакций, т. е. движений, необходимых для произнесения слов. Итак, сознание связано со второй сигнальной системой (Адам Д., 1983). Таким образом, конкретизируется представление И. П. Павлова о том, что физиологическую основу сознания составляет деятельность корковых структур, находящихся в состоянии оптимальной возбудимости. Развитие этой концепции заключается в следующем:
- при сопоставлении внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями возникает активация мозга;
- затем происходит обработка мозгом поступающей от организма и внешнего мира информации и, наконец,
- осуществляется наиболее подходящее поведение с учетом обстоятельств и прошлого опыта.
При рефлекторных реакциях и инстинктивном поведении обработка информации осуществляется автоматически, при сложных процессах научения и сознательном принятии решений участвуют высшие функции: память, мышление (Годфруа Ж., 1992).
Физиологическая активация связана с функцией центров, расположенных у основания головного мозга (ретикулярная формация).
Психологическая активация, представляя выражение физиологической, связана с расшифровкой внешних сигналов, зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов. Уровень активации зависит от трех взаимосвязанных факторов:
- циклов бодрствования — сна, восприятия окружающего;
- врожденных потребностей, приобретенных в течение жизни мотиваций;
- эмоций и чувств.
Структура и степени ясности сознания
Сознание — это, прежде всего, осознание окружающего мира и самого себя. Осознание чего-либо предполагает некоторую совокупность знаний, соотносясь с которой окружающее осознается. Структура сознания, таким образом, складывается из осознания своего «Я» и предметного сознания. По мнению С. С. Корсакова, «со-знание» это:
- разграничение между тем, что принадлежит к «Я» и что — к «не-Я»;
- сочетание в известном порядке запаса представлений или понятий, существующих в психике, — сочетание знаний, человеком приобретенных (со-знание);
- деятельность «направляющая силы ума».
В. А. Гиляровский расшифровывает понятие «сознание своего „Я“», относя сюда представление о своем теле, сознание своей связи с другими, т. е. социальное «Я», представляющее специфическую особенность человеческой психики и образовавшееся с возникновением речи.
Усложнилось в процессе эволюции сознание «не-Я» или предметное сознание; оно складывается из объектов окружающего мира, а также из ориентировки в месте и во времени. Сознание постоянно развивается и изменяется, однако при этом сохраняется его активная действенность, непрерывность и единство. Переживания настоящего и прошлого объединяются в одну непрерывную цепь, причем последним ее звеном окзывается переживание настоящего момента. В общем потоке сознания только небольшое количество представлений может освещаться с наибольшей ясностью, быть в центре сознания, как бы в его фокусе. Значительная часть представлений лишь на короткое время попадает в этот фокус или даже всю жизнь остается за порогом осознавания. Различают два состояния сознания: бодрствование и сон. Во время бодрствования активируется весь организм, что позволяет ему воспринимать, сортировать и истолковывать сигналы, приходящие из реального мира, запоминать их или реагировать поведением, определяемым предшествующим опытом. Это состояние сознания позволяет приспосабливаться к окружающей действительности. Нормальное состояние сознания проявляется в способности расшифровывать стимулы, т. е. субъективно оценивать их и отвечать на них так, как это делает большинство социальной группы, к которой принадлежит осознающий. Содержание сознания на 99 % предопределено мыслями других людей, сформулированными предшествующими поколениями (Лилли Дж., 1980). Чтобы лучше приспособиться к окружающей среде, человек повторяет их. Содержание сознания меняется в течение дня, оно зависит от степени эмоционального напряжения, уровня бодрствования и от готовности к восприятию раздражителей. По мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает. Однако адаптация может ухудшаться и при чрезмерной активации, при серьезном эмоциональном возбуждении и снижении уровня бодрствования, при переходе ко сну.
Ясность сознания, как указывают Ж. Делей и П. Пишо, меняется в зависимости от 7 уровней бодрствования:
- Аффективное сознание, т. е. чрезмерное бодрствование, наблюдаемое в момент сильных эмоций. Осознавание внешнего мира слабое, внимание невозможно фиксировать, оно диффузное, изменчивое. Поведение недостаточно эффективное, плохо контролируемое. Оптимальная адаптация к внешнему миру невозможна. Биоэлектрическая активность мозга десинхронизирована, амплитуда разрядов средняя или низкая, отмечаются и быстрые частоты (13—26 Гц).
- Бодрственное сознание, отличающееся избирательным вниманием, способным к гибким изменениям соответственно потребностям адаптации и к хорошей концентрации. Поведение эффективное, реакции быстрые и оптимальные для адаптации к среде. Биоэлектрическая активность мозга частично синхронизирована, волны, главным образом быстрые, низкой амплитуды.
- Сознание с ослабленным вниманием характеризуется плохой концентрацией, легким возникновением свободных ассоциаций в мышлении, относительно плохим пониманием внешнего мира. Лучше осуществляется автоматическое поведение. Биоэлектрическая активность мозга синхронизирована, преобладает альфа-ритм (8—12 Гц).
- Легкая сонливость. Внешние стимулы в этом случае проникают в сознание очень смягченными. Сознание заполнено преимущественно зрительными представлениями. Поведение нарушается, оно спорадическое, неупорядоченное во времени, с расстроенной координацией. В биоэлектрической активности мозга уменьшается представительство альфа-волн, изредка появляются медленные волны (4—7 Гц) низкой амплитуды.
- Поверхностный сон, характеризующийся утратой осознавания практически всех внешних стимулов. Содержание сознания — образы сновидений. Биоэлектрическая активность мозга отличается либо исчезновением альфа-волн и появлением более быстрых — с низкой амплитудой, либо наличием так называемых «веретен».
- Глубокий сон с полной утратой осознавания всех стимулов и отсутствием содержания сознания, которое можно было бы запомнить. Биоэлектрическая активность мозга — медленные (0,5—3 Гц) волны.
- Кома. Содержания сознания нет. Моторные ответы либо чрезвычайно ослаблены, либо отсутствуют вовсе. Биоэлектрическая активность в форме нерегулярных медленных волн, имеющих тенденцию к изоэлектрической линии.
Представление об уровнях бодрствования, отражающих состояние сознания субъекта, может быть углублено введением понятия внутреннего мира. Р. Фишер (1975) трактует различные состояния сознания в континууме расслабление — медитация (когда сужается сознание) и в континууме восприятие — галлюцинация (когда сознание меняется под влиянием аффективного напряжения). Как указывает Д. Хебб (1955), активное сознание простирается от блуждающего до бодрствующего. В первом случае происходит отрыв от всякой связи с реальностью, во втором — доходящем до мистического экстаза — состояние сознания, обращенного вовнутрь, неподвижно и находится вне времени.
Этапы формирования сознания
Г. К. Ушаков (1973) формирование сознания у ребенка представляет в виде пяти этапов:
- до 1 года — бодрствующее сознание — появляются первые элементы сознания, ребенок может оценивать приятную для него ситуацию; возникают состояния сытого бодрствования;
- от 1 года до 3 лет — предметное сознание — в это время главную роль играют непосредственные впечатления действительности; ребенок живет только в настоящем и не улавливает связи между прошлым и будущим, не выделяет себя из окружающей среды, в его речи отсутствует местоимение «Я»;
- от 3 до 9 лет — индивидуальное сознание — на этом этапе ребенок выделяет себя из окружающей среды, сознание собственного «Я» совершенствуется;
- от 9 до 16 лет — коллективное сознание — появляются более дифференцированные представления о предметах действительности, о себе, о взаимоотношениях в коллективе, отчетливые представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящим;
- от 16 до 22 лет — рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание — знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями; сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и их последствий.