В настоящее время существуют много школ теорий элит. Идеи Г. Моски и В. Парето, Р. Михельса и других ученых, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что они признают:
1) элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;
2) особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);
3) групповую сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;
4) легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;
5) структурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;
6) формирование и смену элит в ходе борьбы за власть.
Ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и ее господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому, что это наиболее продуктивная часть общества. Согласно плюралистическим концепциям, в обществе существуют множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Между элитами существует конкуренция, которая позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.
Политическая элита делится на две основные категории
К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.
Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.
Кроме этого, политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, среднюю и административную.
В целом же элита является необходимым элементом в организации и управлении любого общества, любой социальной общности. Поэтому надо бороться не против элиты, а за качества самой элиты, чтобы ее формировали наиболее активные, инициативные, компетентные и обладающие моральными качествами люди. Одна из трагедий современного российского общества заключается в том, что у нас пока еще не сформировалась элита, отвечающая перечисленным выше требованиям.