Психология религии в Советском Союзе рассматривалась в рамках «научного атеизма». Д.М. Угринович в книге «Введение в теоретическое религиоведение» так определил круг проблем этого научного направления: «опровержение религиозных взглядов на мир и противопоставление им научной картины мира; выяснение причин возникновения и существования религий, ее социальной роли; определение путей преодоления религиозных предрассудков». В связи с этим он выделил в системе научного атеизма следующие основные разделы: «мировоззренческий, в котором критикуются религиозные представления о природе, обществе, человеке и обосновывается научное, материалистическое мировоззрение; религиоведческий, посвященный научному объяснению религий, ее места в обществе, изучению ее истории; раздел, посвященный проблеме преодоления религии и атеистическому воспитанию» (с. 4).
Таким образом, марксистко-ленинские методологические основания изучения религий, или атеизм, включали в себя не только критичность по отношению к религии, но и отстраненный, не связанный с религиозными предпочтениями, объективный подход в ее исследовании.
Однако игнорирование в советский период вопросов значения религии и веры в жизни человека серьезно затормозило развитие этого психологического направления. В связи с этим первая монография Д.М. Угриновича «Психология религий» вышла в 1986 году уже на закате советской власти. При этом она оказалась единственной в своем роде, т.к. в последующие годы на территории бывшего СССР не появилось ни одной фундаментальной работы по этому направлению, в которой имело бы место объективное осмысление феноменов религии и веры.