Рассмотрим первые три составляющие комплекта финансовой отчетности подробнее.
Балансовый отчет — бухгалтерский баланс (по нормативам российских стандартов бухгалтерского учета). Целью формирования балансового отчета является отражение финансового состояния компании на определенную дату (обычно на конец месяца, квартала или года). Именно поэтому в соответствии с рекомендациями МСФО его называют отчетом о финансовом положении и указывают, на какую дату он составлен.
Под финансовым положением понимается количество экономических ресурсов, контролируемых компанией, и требований в отношении этих ресурсов, т.е. баланс показывает, какими ресурсами (активами) компания располагает, сколько она должна продавцам и кредиторам (обязательства или заемный капитал) и какова величина собственного капитала. Соотношение активов и капитала может быть выражено в форме основного балансового уравнения:
Активы = Обязательства + Собственный капитал.
Таким образом, должен существовать «баланс» между активами и источниками их формирования.
Основными элементами балансового отчета являются активы и собственный капитал компании.
Активы — это ресурсы, фиксируемые в финансовом учете, контролируемые компанией, способные обеспечить получение экономических выгод в будущем.
Собственный капитал — остаточный капитал в компании, остающийся после вычета всех ее обязательств. Преобразовав бухгалтерское равенство, можно определить собственный капитал следующим образом:
Собственный капитал = Активы — Обязательства.
Следует обратить внимание, что в балансе все категории счетов разделены на подгруппы, инвесторы и кредиторы изучают взаимосвязь между подгруппами классифицированного отчета.
В отличие от Европейского союза в США, например, баланс представлен иначе: сначала перечислены оборотные активы, а внеоборотные показываются в конце списка (по принципу убывания ликвидности активов); подгруппы собственного капитала определяются организационно-правовой формой компании. В соответствии с МСФО баланс может быть представлен в любом из этих форматов.
На основании данных, содержащихся в балансовом отчете, специалистом может быть проведен анализ имущественного потенциала, ликвидности компании (возможности погашения текущих обязательств за счет имеющихся текущих активов) и ее финансовой устойчивости (возможности сохранения платежеспособности в долгосрочной перспективе).
отчет о прибылях и убытках. В отчете о прибылях и убытках обобщена информация о доходах, расходах компании и полученном ею финансовом результате (прибыли или убытках) за отчетный период.
Использование такого рода данных обеспечивает возможность оценить, насколько результативной была деятельность компании за определенный период, и помогает прогнозировать будущие денежные потоки. В рамках МСФО отчет носит название Отчета о совокупном доходе.
Основными элементами отчета о прибылях и убытках являются доходы и расходы компании.
Доходы — это увеличение экономических выгод в форме поступлений (или увеличения) активов либо сокращения обязательств. Данное понятие включает в себя выручку от реализации и все прочие доходы. Полученный доход увеличивает размеры капитала компании.
Расходы — это сокращение экономических выгод, связанное с выбытием активов либо увеличением обязательств. Понесенные расходы уменьшают размеры капитала компании.
Как правило, отчет о прибылях и убытках имеет многоступенчатый формат, содержащий разные виды прибыли: валовую, прибыль от продаж (операционную), прибыль до налогообложения, чистую и нераспределенную прибыль.
Основное преимущество этого формата заключается в том, что в нем операционная деятельность отделяется от неоперационной (прочей), а расходы классифицируются по функциям и сопоставляются с соответствующими доходами.
В аналитических целях рекомендуется очистить отчет от данных, отражающих единовременные операции, такие как затраты на реструктуризацию или возмещение ущерба; кроме того, необходимо выделить чрезвычайные доходы и расходы, показывающие события и сделки, которые не являются типичными для компании. Такой подход дает возможность выделить факторы, оказывающие влияние на регулярно получаемую чистую прибыль. В целом лучшим индикатором роста деловой активности компании считается прибыль от операционной деятельности (в российском стандарте это прибыль от продаж).
Таким образом, информация, полученная после группировки и обработки данных, содержащихся в отчете о прибылях и убытках, является базой для анализа и оценки результативности, эффективности деятельности компании и качества использования находящихся в ее собственности ресурсов.
В настоящее время в рамках МСФО рекомендовано называть традиционный отчет Отчетом о совокупном доходе (reporting comprehensive income) с выделением двух разделов: отчета о прибыли, полученной за период, и отчета о прочих доходах компании.
отчет о движении денежных средств. Цель формирования отчета о движении денежных средств — предоставление информации об изменениях в денежных средствах и их эквивалентах за отчетный период.
Подобная информация необходима для анализа источников поступления денежных средств и основных направлениях их использования, оценки стабильности и достаточности чистого денежного потока, способности компании генерировать денежные средства в будущем.
В то время как отчет о прибылях и убытках формируется с помощью метода начисления и фокусируется на цели прибыльности, в основе отчета о движении денежных средств лежит кассовый метод и ориентирован он на поддержание платежеспособности фирмы. Денежные потоки в отчете классифицированы в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Отчет показывает, сколько денежных средств было генерировано в результате операционной деятельности в течение года и сколько было потрачено или пришло от инвестиционной и финансовой деятельности. Желательно, чтобы эти денежные потоки были сбалансированы.
операционная деятельность — основная деятельность компании, приносящая доход и прочая деятельность, отличная от инвестиционной и финансовой.
инвестиционная деятельность — приобретение и продажа долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к эквивалентам денежных средств.
Финансовая деятельность — деятельность, приводящая к изменениям в размере и составе капитала и заемных средств компании.
Таким образом, информация, раскрываемая в отчете о движении денежных средств, используется для оценки платежеспособности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Руководство компании использует отчет, чтобы выяснить, необходимо ли дополнительное финансирование, решить, увеличивать или уменьшать сумму дивидендов к выплате, и составить план инвестиционных и финансовых потребностей организации.
Инвесторы, кредиторы и деловые партнеры используют отчет для оценки эффективности управления денежными потоками в компании, возможности погашать обязательства, выплачивать дивиденды и проценты по кредитам и займам.