Сопровождение развития депривированного ребенка

Вне сомнений, важными условиями благоприятного развития и адаптации в среде депривированных детей и подростков выступают компенсация и коррекция нарушений в развитии и исправление «искривлений» личностного роста, сохранение и приумножение здоровья. Исполнение этих условий возможно в специализированных медико-социально-психолого-педагогических центрах (службах], призванных сынтегрировать действия специалистов разного профиля для определения и реализации наиболее эффективных форм и методов сопровождения развития депривированных детей.

Цель подобных центров (служб] - повышение адаптационного потенциала и подготовка к самостоятельной жизни депривированных детей. В них деятельность специалистов можно построить как процесс воздействия на организм ребенка в целом во всем многообразии его биологических и социально-психологических проявлений.

Под сопровождением подразумевается система деятельности педагогов, психологов, социальных работников, врачей, направленная на создание оптимальных медико-социально-психологических условий для полноценного психофизического развития, оздоровления, успешного обучения ребенка и его благоприятной адаптации к меняющимся жизненным ситуациям. Органическими составляющими процесса сопровождения являются поддержка и коррекция развития депривированных детей и подростков.

В контексте личностно-ориентированного и гуманистического подходов поддержка - это целенаправленная деятельность специалистов-профессионалов, состоящая в оказании превентивной помощи детям в процессе развития, воспитания, обучения, жизненного самоопределения. В таком понимании поддержка созвучна с содержанием профилактической работы врачей, педагогов и психологов, которая разворачивается тогда, когда трудности у ребенка не возникли, но уже обозначились как возможные.

Содержательный компонент поддержки включает разнообразную гамму мероприятий, таких как:

  1. Организация условий жизни и деятельности детей и подростков в соответствии с современными санитарно-гигиеническими требованиями. С этой целью проводится работа по выявлению особенностей и оптимизации микроклимата в семье и/или в интернатном учреждении, обеспечивающего нормальное развитие ребенка и укрепление его здоровья. Значение придается изучению условий организации образовательного процесса в школе.
  2. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков посредством работы лечебно- и психопрофилактического характера, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  3. Приобщение детей и подростков к ценностям здорового образа жизни, что, в свою очередь, предполагает расширение и углубление знаний о строении и функционировании организма; формирование психологической установки на здоровый образ жизни, а у специалистов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс, четких ориентиров на проведение работы по повышению валеологической грамотности детей; осуществление своевременной работы по профилактике токсикомании, наркомании, табакокурения, алкоголизма и других аддикций через расширение и углубление знаний о влиянии на организм вредных привычек, демонстрацию всеми специалистами культуры здорового поведения и здорового образа жизни.
  4. Выбор индивидуального «маршрута» воспитания и обучения, личностного самоопределения через построение образовательного и воспитательного пространства с учетом психофизических возможностей и индивидуально-типологических особенностей детей и др.
  5. Интеграция в социум сверстников.

Коррекционная работа как органическая составляющая процесса сопровождения предусматривает осуществление системы мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений развития, недостатков здоровья как психического, так и физического, и разворачивается на фоне развивающего процесса.

Развивающая работа предполагает формирование функций организма, соответствующих «программе развития» или, другими словами, социально-психологическому, физическому и соматическому возрастным нормативам, и стоит «во главе угла» всей воспитательной и образовательной деятельности. Отмеченное диктует необходимость рассматривать коррекционный и развивающий подходы как единый специально организованный комплексный процесс со своими задачами, содержанием и технологиями воздействия.

Содержание коррекционно-развивающей работы представлялось бы ограниченным и неполным, если бы в фокусе внимания не была личность в целом, во всем многообразии ее свойств и особенностей.

Системный анализ особенностей развития и здоровья депривированных детей и подростков позволяет заключить, что реализация задач сопровождения возможна при осуществлении:

  1. дифференцированного подхода к целям, содержанию и срокам работы с детьми;
  2. комплексного воздействия (лечебного, педагогического, психологического, социального, валеологического];
  3. активной интеграции депривированных детей с обществом сверстников;
  4. максимальной социально-трудовой адаптации детей к реалиям действительности.

Комплексное сопровождение депривированных детей, направленное на преодоление и (или] профилактику нарушений в развитии и здоровье, наряду с выше отмеченными условиями, предполагает учет как индивидуально-типологических, так и возрастных особенностей развития детей и подростков. В связи с этим важно предусматривать здоровье сохраняющие мероприятия, коррекцию и компенсацию недостатков развития в процессе ведущего вида деятельности: игровой - в дошкольном возрасте; учебно-познавательной - в младшем школьном возрасте; познавательно-трудовой - в подростковом возрасте.

При осуществлении превентивных и коррекционных мероприятий по повышению уровня развития, психологической и социальной зрелости депривированных детей и подростков в условиях, отличающихся комплексным (взаимодействие и преемственность] подходом специалистов-профессионалов, значение имеет систематическая оценка особенностей развития и здоровья, аттестация социально-психологической готовности к самостоятельной жизни.

Источник: 
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Материалы по теме
Как рассмотреть таланты своего ребенка
Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Механизм развития психической депривации
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Нужен ли ребенку детский сад?
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Психосексуальное развитие ребенка
Лосева В.К., Психосексуальное развитие ребенка
Аутичный ребенок
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Как помочь ребенку пережить развод родителей
Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Развитие знания о психической депривации
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Что делать, если ребенок не любит купаться
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Оставить комментарий