Содержание современного воспитания

Рассматривая воспитание как составную часть социализации и, исходя из понимания социального воспитания, как планомерного создания условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций человека, воспитанность только условно выделяется из социализированности, которая определяется как достижение человеком определенного баланса адаптированности, обособления и интеграции в общество.

Однако социальное воспитание может осуществляться в разных видах организационно-управленческой деятельности педагога. Целенаправленная деятельность воспитателя или общества по формированию социально значимых качеств личности ребенка может осуществляться авторитарно -как давление, насильственное требование по принятию общественных норм, так и гуманно - уважительное и доброжелательное отношение к ребенку, создание культурной среды, обеспечивающей оказание ненасильственного влияния на процесс социализации личности.

Как же все-таки воспитывать детей?

Родители, педагоги, средства массовой информации в процессе воспитания ребенка должны переориентироваться на цели развития и саморазвития сознания, при этом, подчеркивая, что материальные блага есть только условия, помогающие движению по пути созидания. Жизненные цели и духовные ценности человека должны быть направлены на духовное самосовершенствование, профессиональное творчество, реализацию творческих идей во благо общества.

В этом суть социального воспитания, основанного на гуманистических ценностях, социально-педагогической поддержке ребенка в процессе социализации (Р.А. Литвак Л.Я. Олиференко Н.А. Соколова и др.).

Социально-педагогическую поддержку как основу социального воспитания можно рассматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта.

Обучение - это важная часть воспитания. Целями обучения являются не только освоение определенной суммы знаний, но и развитие интеллектуальных и познавательных способностей. А это является и задачами воспитания.

Известно, что человек, обладающий высоким уровнем интеллекта, большим количеством знаний, может быть и изощренным убийцей, негодяем, сочетающим в себе целый арсенал отрицательных качеств. Поэтому в процессе обучения обязательно рассматриваются воспитательные задачи.

Образовательной целью общества по отношению к его члену прежде всего является воспитание разносторонней личности, обладающей высокими нравственными качествами, способной к саморазвитию, активно участвующей в развитии страны. Не случайно педагогика вплоть до середины XIX века рассматривалась как наука о воспитании. Некоторые ученые считают, что воспитание является надуманным процессом в педагогике. Например, мать, по их мнению, не воспитывает ребенка, а передает ему свой жизненный опыт, который бы позволил ему выжить в обществе, строит отношения с ребенком в соответствии со свои уровнем культуры, со своим мировоззрением, традициями. Она не задумывается, какие методы и формы работы ей необходимо применить, чтобы воспитать те или иные качества и способности. Однако каждая мать мечтает, чтобы ее ребенок вырос здоровым, умным, обладающим разными способностями, позволяющими быть ему успешным в жизни. Разве это не цель? Включение ребенка в определенные виды деятельности, позволяющие успешно вести домашнее хозяйство, поощрение и наказание за невыполнение или ненадлежащее выполнение поручений, создание определенной домашней среды (культурно-воспитательной). Разве все это не есть народное воспитание? Его результаты (отрицательные или положительные) часто зависят от ряда факторов: искренности и правдивости родителей, последовательности поступков, уважения и отношения к личности ребенка, доверительных отношений в семье, справедливости, влияний внешней среды (группы сверстников, социума). В настоящее время некоторые родители, часто используя идеи «свободного воспитания», понимают их как возможность говорить и делать в семье все «открыто»: ругаться нецензурной бранью («А что же лицемерить, когда все ругаются?»), обсуждать и смотреть непристойности, унижать достоинство друг друга и т.д. Другие вообще считают, что главное - это накормить и одеть ребенка, а остальное приложится, тем самым лишают ребенка материнской теплоты и любви, развития такого важного качества как доброта. Третьи иезуитски вдалбливают знания и нормы поведения, говоря при этом, что это важно для тебя, чтобы добиться чего-нибудь в жизни, обогнать других. Есть и родители, которые искренне стараются вырастить порядочного человека, учитывают его интересы, но результат получается обратным. Восприятие ребенком вышеперечисленных факторов в силу его генетических и психических особенностей, уровня зависимости от родителей и других лиц, обеспечивает формирование тех или иных качеств, мировоззрения личности. Поэтому, при примерно равных условиях воспитания в семье, могут вырасти разные дети, с разными нравственными и социальными характеристиками. Значит, воспитание не может обеспечить необходимый обществу результат? Действительно, многообразие характеристик человека, его генетически заданных возможностей, не могут быть учтены ни одним воспитателем (родителем, педагогом). Задача воспитателя заключается в том, чтобы максимально обеспечить средствами процесс формирования и развития личности, создать культурно-воспитательную среду в соответствии с выявленными потребностями, мотивами поведения, интересами, особенностями психики.

В ведических книгах, в произведениях Платона высказывается одна схожая мысль о том, что человечество, являясь частичкой Великого Космоса, должно выполнить главную задачу Создателя - «одухотворить материю». Это значит, что люди должны преодолеть свои низменные страсти, низшие чувства и желания, преодолеть «смертные грехи», раскрыть свой духовный потенциал, принять духовные ценности, совершать поступки и осуществлять деятельность в соответствии с ними. Человечество меняется очень медленно. Развитие техники, современных информационных технологий и науки не ведет к изменению нравственного облика самого человека. По-прежнему люди лгут, воруют, убивают, лжесвидетельствуют и т. д., при этом прибегая к все более изощренным методам и формам их исполнения. Известно, что потакать своим низменным желаниям очень легко, легко опускаясь все ниже к своим животным потребностям. Поэтому растет число людей с различными видами аддиктивного поведения: алкогольного, игрового, компьютерного, наркотического, сексуального и т.д., связанных с трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов. Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными, демагогичными религиозными или политическими лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.).

Однако как во все времена лучшие люди человечества посредством религиозной проповеди, художественных произведений (прозы и поэзии, музыки, картин, фильмов и т.д.) призывают к духовному обновлению человека. Необходимо укрепление воли человека, оптимистического взгляда на мир, усердия в процессе труда и творчества, в процессе самосовершенствования. Этого может достигнуть человек только во взаимосвязи с другими людьми и во имя других людей. В. И. Слободчиков утверждал, что важнейшей особенностью человека является то, что он существует, развивается и проявляется только во взаимодействии с другими людьми - в общности людей. Тогда главным смыслом духовного развития человечества является идея Служения Общему Благу. Для этого и надо развивать такие качества как доброта, эмпатия, толерантность и другие, способности к сотрудничеству, сотворчеству, сочувствию, любви, помощи и поддержки и др.

Эту задачи должны решать все люди, выполняющие воспитательную функцию в обществе: воспитатели разных типов образовательных, социальных и культурных учреждений и организаций: родители, педагоги, деятели культуры, наставники на предприятиях и организациях, специалисты в средствах массовой информации, государственные чиновники. Основными направлениями воспитания являются: физическое, умственное, социокультурное, воспитание социальной и духовной активности. Цель современного воспитания направлена прежде всего на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе. Социализация - это освоение норм, правил поведения и т.д. данного общества. Однако в истории человечества государства преследовали разные цели, ориентировали на разные средства. Например, нацистская Германия активно занималась социализацией молодежи, прививая молодежи ненависть к другим народам, превосходство своей нации. Значит, необходимо оговорить в науке, что процесс социализации должен быть всегда ориентирован на гуманистические (гуманитарные) ценности. Следовательно, и процесс социального воспитания как относительно целенаправленная составляющая социализации, должен опираться на гуманистические ценности.

Современная культурная парадигма российского общества характеризуется изменением отношения детей к готовым знаниям. Современному ребенку, подростку необходимо априори знать цель и смысл предстоящей деятельности (Ю.В. Громыко). Например, зачем он лично должен ходить в школу? Ведь можно получить знания и другим путем? Почему он должен изучать именно такие предметы, а не другие? И т.д. Современные дети осознают также и то, что являются носителями новых идей (особенно им это заметно в процессе освоения информационных технологий в сравнении со взрослыми).

Информационная культурная парадигма образования характеризуется не только развитием информационных технологий, средств массовой коммуникации и информационной техники, но и принципиальным отличием от других культурных эпох. Это - постепенное массовое понимание (принятие) роли информационных полей (энергий), которые влияют на психическое и физическое здоровье человека, профессиональное и индивидуальное развитие, поведение в процессе деятельности и общения.

Какими тогда являются направления современного социального воспитания? Если в общих чертах представить, что необходимо сделать педагогам для подготовки ребенка к взрослой жизни, то наиболее важными элементами являются: здоровье, нравственные качества, разнообразные способности (интеллектуальные, организационные, физические, трудовые, эстетические и т.д.). Поэтому мы предлагаем следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание. При этом направление «воспитание жизненной активности», включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений воспитания.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном состоянии требует выполнения правил, выработки положительных привычек, усердия, дисциплины, способности к преодолению трудностей, энергичности, что необходимо для иных социальных качеств и культурных способностей личности. В процессе физического воспитания дети учатся совместно играть, чувствовать другого, сопереживать и т. д. Поэтому физическое воспитание является основой для успешного социального развития личности.

Социокультурное воспитание - это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, гендерных, нравственных и иных социальных способностей. В данном контексте нравственные способности рассматриваются от слова «нравы», т.е. усвоение норм и ценностей данного общества. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение, и, в конечном счете, формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей приобретет ребенок, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции в процессе жизнедеятельности.

Умственное воспитание - это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности ребенка с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума предполагается начинать с мотивации к учению, поиска интересов ребенка к познанию и интеллектуальному развитию, что поможет в реализации первой программы - развитие внимания ребенка. Второй программой является расширение кругозора и познавательной активности детей, развитие способности к участию в постоянно усложняющейся умственной деятельности, к рефлексии, а также аналитических, обобщающих, различительных и иных интеллектуальных способностей. Третья программа нацелена на систематизацию полученных знаний, подчинение их возвышенному идеалу, включение их в комплекс мыслей, связанных с личностным интересом ребенка.

Воспитание жизненной активности. Важнейшими средствами развития человека, его сознания являются творчество, деятельность, общение. В творчестве, например, важным элементом являются фантазии ребенка. Однако педагоги констатируют, что усиливается тенденция остановки фантазирования на уровне созерцания своих мыслеобразов и отсутствие потребности перехода их в план творческой деятельности, когда требуются усилия в ее осуществлении. Для творчества необходимы познавательный интерес ребенка, оптимизм, воля (волевые качества), усердие. К волевым качествам относятся: инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения - необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и прочее ради достижения цели (С. Л. Рубинштейн).

Оптимизм(от лат.optimus— «наилучший»)— один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему, взгляд на жизньс позитивной гипотезой, уверенность в лучшем будущем. Оптимизм утверждает, что мирпрекрасен, из любой ситуации есть выход, всё будет хорошо.

А.С. Макаренко считал, что важным фактором в развитии оптимизма у детей является среда обитания ребенка, состояние общества. Если в данном сообществе поддерживается оптимистический взгляд на мир, то и ребенок будет впитывать в себя это качество. Действенный оптимизм характеризует активность личности.

Воспитание оптимизма у А.С. Макаренко осуществляется на основе безграничного доверия и уважения к человеку и, одновременно, требования к нему путем проектирования лучшего у ребенка («Мои педагогические воззрения»). В лекции «Педагогика индивидуального действия» он говорит о необходимости поддержания интересов детей, многообразия их увлечений, которые возникают чаще всего в разновозрастных коллективах. Это ведет к активности и подвижности детских сообществ, что характеризует их оптимизм.

Оказав помощь ребенку в решении его проблем, важно поддержать его в построении перспектив своего развития; показать ближайшие цели и способы их достижения; помочь в развитии личностных качеств и способностей; в процессе профилактической работы с детьми осуществлять воспитательную деятельность с учетом вышеназванных направлений воспитания; установить контакт с другими воспитателями, и привлечь специалистов в процессе воспитания ребенка.

С одной стороны, социальное воспитание служит основанием формирования духовной и социальной активности личности как важнейшего фактора ее развития и саморазвития. С другой стороны, социальное воспитание формируется при условии внутренней и внешней активности личности в процессе взаимодействия со средой.

Еще одно качество личности - усердие. Этимологическое значение этого слова связано с активной деятельностью, осуществляемой в соответствии с «сердцем», т.е. желанием не просто выполнить быстро и качественно работу, но и наполнить ее нравственным смыслом в сочетании личностных и коллективных интересов. Это понятие качественно отличается от понятия «трудолюбие» (желание и умение хорошо и много трудиться). Мы используем понятие усердие для того, чтобы подчеркнуть нравственную составляющую данного активного качества личности.

Оказав помощь ребенку в решении его проблем, важно поддержать его в построении перспектив своего развития; показать ближайшие цели и способы их достижения; помочь в развитии личностных качеств и способностей; в процессе профилактической работы с детьми осуществлять воспитательную деятельность с учетом вышеназванных направлений воспитания; установить контакт с другими воспитателями, и привлечь специалистов к процессу социализации и индивидуализации ребенка.

Ключевые слова: Воспитание
Источник: Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Материалы по теме
Цели и задачи воспитания
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Методы воспитания патриотизма
...
Философско-мировоззренческая подготовка школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Поощрение и наказание в семье
Раншбург Йене, Поппер Петер - Секреты личности
Эмоциональное воспитание
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Ценности воспитания
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Самовоспитание подростков
Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с...
Оставить комментарий