Содержание и структура инновационной деятельности

При исследовании инновационной деятельности конкретного экономического объекта следует выделить его составляющие, образующие структуру, и выявить взаимосвязь элементов структуры. Анализ источников по данной проблеме показывает, что и здесь существует несколько подходов к определению данного понятия. В качестве обобщающего подхода можно считать то, что к инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм; поиск новаторских идей и решений, партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Инновационная деятельность осуществляется в системе научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственных, маркетинговых и других структур. Их цели обусловливают особенности ее осуществления, особенности материально-технической базы, кадрового, информационного, финансового обеспечения. Кроме того, специфика функционирования таких структур определяется содержанием конкретного этапа инновационного процесса.

Базовым элементом создания механизма реализации целей и задач инновационной деятельности является инновационный потенциал, под которым понимают совокупность элементов инновационного процесса, необходимых для решения конкретных инновационных задач и отражающих степень готовности организации к их решению.

Таким образом, инновационный потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенных для реализации нововведений.

Обычно рассматривают несколько аспектов данного понятия:
1. Инновационный потенциал новшества, оцениваемый по следующим критериям:
• интенсивности—экстенсивности, т. е. степени соответствия «роста» конечных результатов росту затрат на новшество — оценка объекта, а также степени соответствия суммарной эффективности факторов, участвующих в инновационном процессе, затратам на поддержание этого процесса — оценка процесса;
• комплексности, т. е. по способности вносить изменения в другие подсистемы: технико-технологическую, управленческую, правовую, социально-психологическую;
• радикальности, т. е. возможности предоставления новых практических средств для удовлетворения новых или уже известных потребностей, новизне качественных изменений в способах человеческой деятельности.
2. Инновационный потенциал социокультурной среды, в которой осуществляются нововведения, ее экономических, институциональных, социальных, культурных характеристик.
3. Инновационный потенциал организаций, оцениваемый степенью профессиональной подготовки специалистов, рабочих и организаторов, используемых для решения инновационных задач, типом научно-технической политики, социально-психологическим климатом и др.

Инновационный потенциал любого экономического объекта зависит от специфики и масштабов его деятельности, а уровень его развития определяет реальные инновационные возможности, т. е. восприимчивость к нововведениям и соответственно инновационную активность.

Источник: 
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007