Социология тела

В развитие социологии тела большой вклад внесли своими идеями кроме М. Фуко также Г. Зиммель, Ж. Бодрийяр, Н. Элиас, М. Мосс, У. Самнер, И. Гоффман, П. Бурдье, Р. Мерфи и др. Еще у Г. Зиммеля социология пространства строилась с учетом телесности человека. В классической работе «Экскурс о социологии чувств» (1923) Георг Зиммель описывает не только зрение и слух, но и феномен чувственной близости. Социальное пространство — это прежде всего пространство тел, в котором существуют территориальная близость и удаленность людей по отношению друг к другу, способность людей воспринимать телесное присутствие других и самих себя при помощи органов чувств.

Телесность маркируется через особенности человеческого голоса и особенности речи, запахи и внешний вид, манеру поведения и жестовую атрибутику, выражение лица и мимику. Каналами пространственного восприятия другого человека у него выступают слух, зрение, речь и знание, память и ощущения, наконец, обоняние. У каждого органа чувств — своя дистанция, на которой воспринимается атрибутика другого человека.

Тело — это средство коммуникации, посредством которого люди передают большой объем информации о себе для окружающих с целью стимулирования их поведения в том или ином направлении. С помощью своего тела человек представляет себя миру как непосредственно, так и с помощью изображений всего тела или его части. Для удовлетворения этой потребности развилась портретная живопись, а затем и огромная индустрия фото-, кино-, видеоуслуг и товаров. Люди фотографируются, презентируя себя друзьям в виде отосланных фотокарточек, формируют семейные альбомы, презентируя себя себе завтрашним и потомкам. Обычно люди презентируют себя, показывая либо все тело, скрываемое одеждами, либо чаще всего только лицо. Для нормального общения людей необходимо как минимум, чтобы их тела не вызывали отвращения и желания побыстрее расстаться. В контексте современной европейской культуры, распространившейся на многие страны, личная гигиена выступает не только и не столько как средство поддержания здоровья, а как средство обеспечения общения1. Грязное тело или отдельные его части — это знак, читаемый окружающими как нарушение норм данной культуры, как вызов ей.

Американские ученые утверждают, что пластическая операция подтяжки лица не только возвращает красоту, но и продлевает жизнь.

Красивая внешность является сексуально привлекательной. Она служит источником чувственности и множества культурных ритуалов (вплоть до ухаживания), связанных с ее табуированием или, напротив, демонстрацией. В постиндустриальном обществе на феномене чувственности (как женской, так и мужской) выросло множество индустрий и отраслей услуг — киноиндустрия, порнография и эротическая литература, парфюмерия и косметика, дома моделей, визажистика и дизайн, пластическая хирургия.

Нынешнего тинейджера окружает огромное число «прекрасных тел» — поп-звезды, модели, актрисы и т.п. Неудивительно, что путь к славе и богатству молодые люди, особенно девушки, видят через хирургический кабинет, причем операция по увеличению груди является самой популярной. Согласно проведенному опросу, 22% британских юношей и девушек в возрасте от 12 до 17 лет хотели бы получить в подарок на Рождество или день рождения пластическую операцию. По статистике, ежегодно в мире делается более 1 млн пластических операций, до 16% людей недовольны своей внешностью. Мировой рекорд по частоте косметических операций держит Южная Корея. Здесь 13% населения на протяжении жизни хотя бы однажды подвергаются таким операциям. Чаще всего это замена азиатского разреза глаз на европейский и подтяжка кожи на лице. Для сравнения: в США оперируются лишь 3% населения. Число пластических операций растет в геометрической пропорции, но точно так же растет количество исков к хирургам за неудачные операции.

Красивый человек имеет симметричное лицо, красивое тело — пропорцию 1 : 1,618. Это магическое соотношение было открыто еще в VI в. до н.э. знаменитым математиком Пифагором. Американскими учеными разработана специальная маска, прикладывая которую на лицо или фотографию, можно сказать, насколько правильные черты лица имеет его обладатель. А следовательно, ответить на вопрос — насколько такое лицо симпатично в глазах окружающих. «Размер» носа (линия чуть выше верхней губы: от правой ноздри до левой) к размеру рта (от правого края губ до левого) должен составлять 1 : 1,618. Как, впрочем, и размер рта к длине щеки от угла до угла. В красивом теле всё 1 : 1,618. Эта пропорция вновь и вновь повторяется. Расстояние нижней части тела (от пяток до пупка) к верхней части (от пупка до макушки головы) у красивого человека составит все те же 1:1,618. Итак, красота — это заурядность, облаченная в симметрию и уравновешенная магической пропорцией, открытой еще Пифагором.

По данным немецких психологов, женщины воспринимают язык жестов гораздо оперативнее мужчин. Об этом говорят результаты исследования скорости неречевого общения между людьми противоположного пола, проведенного в Кельнском университете. Женщине хватает в среднем трех десятых секунды, чтобы среагировать на движение партнера, мужчине же для этого требуется больше секунды. Аналогично, женщины реагируют на взгляды втрое быстрее, чем мужчины. Руководитель исследований профессор Бенти считает, что эти различия закладываются уже в раннем детстве.

Чувственность активно выражает себя в языке телодвижений, который, если смотреть на вещи социологически, напрямую зависит от следующих критериев: 1) социального статуса власти и престижа (чем выше социальное положение человека, тем лучше развита вербальная форма проявления его чувств и мыслей, но хуже — невербальная); 2) возраста (у детей ярче все формы экспрессивного выражения телодвижений).

В монографии «Homo somatikos» И.М. Быховская1 рассматривает различные аспекты существования «человека телесного» в социально-культурном пространстве, факторы и механизмы превращения биологического тела человека в «тело социальное» и «тело культурное». Автор предлагает анализ подходов и трактовок человеческой телесности — в том числе социологические, которые были характерны для научного знания и обыденного сознания предшествующих культурно-исторических эпох, а также свойственных для современного «соматического сознания» различных социальных групп и субкультур. Кросс-культурное исследование мужского тела как социального феномена и объекта чувственности предпринял И.С. Кон.

Необычные тенденции изменения роста среднестатистического москвича за последнее столетие проследили специалисты кафедры анатомии и морфологии московского Института физкультуры. Установлено, что в XX в. средний рост москвичей неуклонно... снижался. Особенно резкий скачок вниз произошел в последние 30—40 лет. Сейчас, например, рост москвича-мужчины составляет всего 170—175 см, женщины — 155—160. Эти показатели значительно ниже, чем, например, в 90-х гг. прошлого столетия. Ученые связывают такое «измельчание» жителей Москвы с двумя основными причинами. Во-первых, детские годы основной массы нынешнего населения столицы пришлись на военные и послевоенные годы, и тяжелые условия жизни не могли не сказаться на их развитии. А кроме того, именно на их детство пришелся период солнечной активности, что также замедляет процессы роста организма.

По данным французских социологов, 50% респондентов заявили, что неухоженная внешность мешает им получить хорошую работу или справляться с работой.

Американские социологи, проведя в 1993 г. статистическое обследование, установили, что у невысоких и толстых женщин и мужчин на 10-20% меньше шансов сделать успешную карьеру в бизнесе и удачно жениться, чем это происходит у высоких и стройных людей.

К области социологии эмоций и социологии чувств относятся такие эпифеномены, как язык одежды, язык телодвижений, язык запахов и цвета, язык жестов и мимика, украшение тела и его частей (губ, волос, ушей), пикап — искусство знакомится и завлекать девушек. Джеймс Лавер в середине 1940-х гг. предложил таблицу, описывающую реакцию на одежду, меняющуюся во времени. Ее называют «Законом Лавера». Согласно этому закону один и тот же костюм будет: неприличным — за 10 лет до своего времени, бесстыдным — за 5 лет, смелым — за 1 год, нарядным — в свое время, вышедшим из моды — годом позже, отвратительным — через 10 лет, смешным — через 20 лет, забавным — через 30, причудливым — через 50, очаровательным — через 70, романтическим — через 100, красивым — через 150.

Источник: 
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008