Социальные учения эпохи Просвещения

Непосредственным продолжением социальных и интеллектуальных тенденций Нового времени явились события и феномены культуры, составившие основное содержание эпохи Просвещения. В это время (XVIII — начало XIX в.) возобладали рационалистические учения, воплотившиеся в философской концепции мирового Разума как естественной основы мироустройства и движущей силы развития человечества. В области социальных учений идеи Просвещения нашли свое выражение в различных концепциях философии истории.

Развитие концепции общественного договора Жан-Жаком Руссо

Следующей после идей Гоббса и Локка значимой вехой в разработке концепции генезиса социального и политического, самой необходимости их различения как составляющих единого целого были идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778). В трактате «Об общественном договоре» (1762) он отчетливо проводит идею об изначальной социальности человека, обнаруживающего себя во взаимодействии с другими, которое не предусматривает никакого равенства. Руссо подчеркивал, что если и можно говорить о естественном состоянии человека, то определять его надо как состояние свободы, в котором нет ни понятия закона, ни понятия права. Причиной перехода в политическое состояние является то, что люди достаточно быстро осознают пределы естественного состояния — постоянной борьбы, в которой побеждает «право сильнейшего», и взаимного истребления. Сущностью общественного договора выступает появление коллективного целого, насчитывающего столько членов, сколько их входит в общее собрание.

Специфика трактовки политической власти в работах Руссо состоит в том, что он отождествлял суверенитет, или высшую политическую власть, со всеми гражданами государства, имеющими право голоса. Мыслитель определял политический организм как «государство в пассивном состоянии»; в своем активном состоянии он является сувереном, а в сопоставлении с другими политическими организмами — «державой». Таким образом, вступая в договор, индивиды принимают двойное обязательство: в качестве членов коллективного целого, «суверена», — по отношению к частным лицам; как члены государства — по отношению к суверену.

Принципиальной новизной обладают тезисы Руссо о нравственной составляющей гражданского состояния. Он полагал, что говорить о таком искусственном измерении социальной реальности, как нравственность, можно лишь при условии существования государства. В гражданском состоянии люди начинают руководствоваться не только собственными желаниями и аффектами, но также представлениями о норме, письменно зафиксированной в законах. Политическое коллективное целое выступает гарантом нравственности граждан. Руссо утверждал, что в гражданском состоянии люди подчиняются не власти желания, а закону, установленному для всех. Эти положения послужили идейными предпосылками тезисов Э. Дюркгейма о нравственных, или ценностных, основаниях социальности.

В равной степени значимой для последующего развития французской и американской социологии религии оказалась и выдвинутая Руссо концепция «гражданской религии». Выступая ярым поборником христианской легитимации политической власти, он считал необходимым создание гражданской религии общественного договора, использующей основные положения монотеизма лишь как каркас, но предлагающей иное идеологическое наполнение.

Концепции универсальной истории человечества

Принципиально в ином ракурсе осмыслялась социальная реальность Нового времени в концепциях Джамбаттисты Вико (1668-1744), Адама Смита (17231790), Анна Робера Жака Тюрго (1727-1781), Жана Кондорсе (1743-1794), Иммануила Канта (1724-1804). Идеи этих авторов послужили основаниями для многих последующих собственно социологических теорий и концепций, наиболее значимыми из которых стали эволюционистская парадигма изучения общества и концепт глобализации как логической стадии всемирного исторического процесса.

Осуществленные в XV-XVII вв. Великие географические открытия и затянувшийся на несколько столетий процесс колонизации вновь открытых стран европейскими государствами имели своим следствием реструктуризацию представления европейского христианского мира о самом себе и о своей исторической миссии. Сама тема осмысления времени как протяженности от прошлого через настоящее к будущему, которая может быть разбита на определенные стадии развития общества, восходит к теологическому дискурсу Средневековья. Однако в Новое время наряду с принятыми христианскими историософскими концептами стали появляться теории исторического процесса, созданные в контексте смены мировоззренческих ориентиров — использования научной картины мира, методов естественно-научного познания, отказа от религиозного способа познания как единственно возможного.

Социальные мыслители XVIII в. стремились к обретению знания в практических целях идеологического моделирования политики, формирования идентичности стран Европы как держав-колонизаторов, заслуженно занимающих господствующие позиции по отношению к колониям. Именно в тот период появляются историософские концепции динамики развития обществ, которые заложили теоретические основания идеологии европоцентризма. Вместе с тем в недрах этой дискуссии возникли такие значимые для социологии понятия, как «типы обществ», «стадии развития общества», «движущие силы» или «механизмы развития» общества, «прогресс», «историко-культурные циклы», «всемирная история», «национальные государства» и пр.

Одним из первых исследователей динамики социокультурного развития различных типов обществ выступает итальянский философ Джамбаттиста Вико. В своем сочинении «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) он изложил теорию культур и наций, в фундамент которой положены идеи целостности культур и присущего им стиля и цикличности стадий развития. Используя идею поступательного прогрессивного развития человечества, Вико предложил рассматривать общества и культуры как развивающиеся от примитивных форм к сложным, но ограниченные в своем развитии определенными фазами, которые имеют тенденцию циклически повторяться. Он полагал, что определенным типам экономики и политики соответствуют определенные типы религии, нравственности, эстетики и пр. Движущей силой социального изменения являются сами люди, создающие культуру Каждая нация проходит в своем развитии три последовательные стадии — божественную, героическую и человеческую, которым присущи определенный тип идеологии и экономики, специфичный набор характеристик культуры. Так, героическая стадия характеризуется появлением государства с аристократическим типом правления, стадия человеческая — демократическим устройством государства. По исчерпании третьей стадии всё возвращается к изначальному — «темному, варварскому» состоянию, и происходит повторение цикла. В каждом новом витке осуществляется качественное поступательное развитие.

Учение Адама Смита открывает простор для формирования комплекса идей будущей экономической социологии. В фокусе его внимания находится анализ истории обществ с точки зрения экономического развития. В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) Смит предложил классификацию обществ по типу хозяйствования и экономического развития. Он полагал, что следует говорить, с одной стороны, о «естественных обществах», не знакомых с системой государства и живущих охотничеством, и, с другой стороны, о «политических / гражданских», располагающих государством и прошедших в своем развитии стадии пастушества, земледельче-ства и мануфактурной промышленности. В обществах второго типа обнаруживается отчетливое социально-экономическое неравенство, развитие которого приводит к формированию классов. Самое пристальное внимание Смит уделил таким центральным темам будущей политэкономии, как обмен, стоимость, генезис капитала и его общественное воплощение.

Отдельного внимания заслуживает идея Смита о вмешательстве «невидимой руки рынка» в процессы частного предпринимательства и экономических сделок индивидов. Здесь в отчетливом виде предстает осмысление экономики как самостоятельной функциональной сферы общества, детерминирующей определенным образом его развитие.

Сама идея стадиального развития обществ появляется в XVIII в. благодаря исследованиям путешественников и первых антропологов. Комплексная разработка идеи всемирной истории обществ была осуществлена в трудах французских социальных мыслителей А. Тюрго и Ж. Кондорсе. Приоритет разработки концепции социального эволюционизма, созданной задолго до теории биологического эволюционизма Дарвина, бесспорно принадлежит Тюрго. Именно он впервые задался вопросом об исходных посылках теоретизирования по поводу всемирной истории обществ, пытаясь осмыслить мир как единый, включающий и христианскую Европу с ее развитой сложной культурой, промышленной экономикой, системой образования, и «дикие», «варварские» народы, «даже не знакомые с идеями монотеизма». Исходной посылкой он предложил считать единство человеческого сознания, способного к развитию, формированию навыков речи и передаче знания. По мысли Тюрго, в единое целое различные народы, находившиеся на принципиально различных стадиях развития, увязывало обнаруживаемое у них общее качество, свидетельствующее о способности к развитию, — человечность. Несколько веков спустя этот тезис использовал Роланд Робертсон, чтобы обосновать возможность выстроить единую историю, исходом которой становится глобализация культурных и социальных практик.

В работе «План двух рассуждений об универсальной истории» (1751) Тюрго изложил свою теорию социокультурной эволюции обществ. Принципиальной инновацией его концепции стало введение понятия «прогресс», понимаемого как поступательное развитие знаний, как движущая сила социальных изменений. Кроме того, ему принадлежит тезис о двух видах прогресса — быстром (скачкообразном) и медленном (накопительном). Первый вид прогресса воплощен в открытиях, сделанных отдельными гениями, второй — в инновациях, появившихся как результат накопления знаний в поколениях.

Наличие у людей сознания, способности к передаче знаний о мире, навыков, согласно Тюрго, позволяет утверждать, что общества вновь открытых стран Африки, Азии, Америки и европейские общества принадлежат к единому роду человеческому с присущими ему возможностями развития. Прогресс осуществляется благодаря самой социальной деятельности и ее результатам, а отнюдь не за счет действия некой внешней силы, как это постулировалось в теории Вико. В теории культурных циклов Вико движущей силой трансформаций является божественное Провидение, Тюрго же полагал, что в этой роли выступает человеческий разум, проявляющийся в результатах политической, экономической деятельности, в произведениях искусства, географических открытиях и пр. Сам прогресс также имеет накопительную силу, которая, умножаясь в одних фазах, приводит к прорывам в других.

Всемирная история предстает в работах Тюрго как состоящая из последовательных стадий, которые с необходимостью проходят все общества, но по-разному и не одновременно. Это объясняется в его теории неравномерностью прогресса как в разных сферах жизнедеятельности общества, так и в истории разных наций. Качество и темпы развития обществ Тюрго ставил в прямую зависимость от национальной и исторической специфики народов.

Кондорсе вслед за Тюрго полагал, что движущей силой прогресса выступает развитие человеческого разума. В сочинении «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) он детально анализирует историю европейских стран именно в аспекте открытий, сделанных отдельными гениями или появившихся как результат накопления знаний в поколениях. Благодаря Кондорсе в социальный дискурс прочно входит тема роли личности в истории, на несколько столетий определившая направления изысканий историков и социологов. Кроме того, он по сути разработал аналитическую схему рассмотрения истории, концептуально обосновал, почему именно историю Европы следует брать в качестве модели и образца для анализа историй других культур и народов.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что, будучи талантливым математиком, Кондорсе настаивал на введении математических методов в арсенал наук о социальной истории. Так, он полагал, что весьма продуктивными будут теория вероятности применительно к исследованию всемирной истории и метод формулировки аксиом в изучении политики. В прикладных исследованиях по демографии (продолжительность жизни, причины смертности), медицине, экономике большое будущее он усматривал за статистико-вероятностными методами.

В серии небольших по объему, но значимых для будущей социологии сочинений великого немецкого философа Иммануила Канта концепция всемирной истории обретает еще одно перспективное направление теоретизирования, касающееся создания в будущем европейского политического союза и возникновения всемирного гражданского общества. Концепция, представленная в его работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), была использована в собственно социологических теориях глобализации, в частности в концепции У. Бека.

Задаваясь вопросом о движущих силах социального развития, Кант постулирует, что развитие человека и общества есть неотъемлемая составляющая развития природы. И здесь он вслед за другими мыслителями Просвещения задает рационалистическую установку будущей германской социологии. Он полагает, что нет необходимости в поиске внешних сил, обусловливающих развитие общества. Самое возникновение социальности, устойчивого взаимодействия между людьми заложено в индивидуальной природе человека. Эта природа представлена антагонизмом двух взаимоисключающих характеристик человеческого сознания: 1) бегства от общения с себе подобными в силу изначальной внутренней враждебности и лености; 2) стремления к этому общению, без которого не выжить в практическом плане и не понять самого себя. Кроме того, существует еще и некий план, предначертанный природой для человека. Первыми шагами во исполнение этого плана является создание искусственной среды и самого себя как отличного от природного и животного мира. Человек рождается несовершенным и беспомощным, не способным к самостоятельному удовлетворению даже своих первичных потребностей. Выстраивая свой искусственный материальный мир и отношения с себе подобными, человечество действует в соответствии с планом природы, предельная цель которого заключается в постепенном достижении всеобщего правового гражданского состояния.

Согласно Канту всемирная история представляет собой поэтапное восхождение к реализации идеи всеобщего правового гражданского состояния. В перспективе не только в пределах отдельных обществ возникнет правовое государство, но и сами они придут к объединению. Войны и антагонизм должны смениться договорным миром и установлением общего правового порядка для различных государств, решивших объединиться.

Итогом развития философии истории в эпоху Просвещения стало вызревание целого комплекса идей, которые воспринимались как ведущие в верном направлении интеллектуального и социального прогресса, но слишком умозрительные и потому способные входить в противоречие с объективной реальностью общественного устройства и развития. Критика и переосмысление социальных учений прошлого стали в середине XIX в. отправным пунктом для создания проектов науки об обществе, положивших начало собственно истории социологии.

Ключевые слова: Просвещение, Социология
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Предмет социологии и концепция социологического воображения
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Предпосылки возникновения социологии как науки
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Методология социологического познания
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Классические социологические теории
Ритерман Т.П., Социология
Политические идеи Дэвида Юма
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Параметры социальной структуры организации
Фролов С.С., Социология организаций
Основные идеи и система философии Г. Гегеля
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Зарождение социологии и первые научные теории общества
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Оставить комментарий