Социальные роли и социальный статус личности

Аватар пользователя Тимофеева Алена
1 год на сайте, рейтинг: 90

[Основные факторы развития личности]
Биологическая наследственность, физическое окружение, культура.
Биологическая наследственность – создает изначальное отличие личности от других членов общества, поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпера-Ментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение – означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура общества – т.е. каждое общество дает всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

Групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт.
Групповой опыт – в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я – образ”, который появляется в результате оценок окружающих.

Индивидуальный опыт – это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

Ценностное ядро личности. (свобода выбора, самореализация, воля)
Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентирован и совпадают ли его ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших.

Ценностей нет у животных, отсутствуют у младенца, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе - в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации, а не ее предпосылка.
 
Психосоциологические теории развития личности
[Теории Ч. Кули и Дж. Мида]
По их мнению, каждый человек строит своё «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности – это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Человек имеет столько социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Решающая роль в социализации отводится первичным группам, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Человеческое «я», открывающееся через реакции других людей, известно как «зеркальное я». Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «я» человека. «Я» включает:

  1. представление о том, «каким я кажусь другому человеку»,
  2. представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»,
  3. вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения.

Дополняющей и развивающей теорию «зеркального» я стала концепция «обобщённого другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо – сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщённого другого» – решающая фаза социализации.

[Теория Л. Колберга]
Кольберг предполагал, что развитие нравственного характера обладает тремя последовательными уровнями (преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный.)

Особенностью преконвенционального уровня является то, что все моральные суждения эгоцентричные. Поступки в большинстве случаев оцениваются исключительно с точки зрения выгоды или по тому, к каким последствиям они могут привести.

Конвенционального уровня можно достичь только после того, как ребенок постепенно начинает воспринимать и принимать оценки, которые дает семья, класс, близкие люди. Моральные нормы, характерные для этой группы людей, легко усваиваются, но соблюдаются не совсем критично. Если следовать данным правилам, то можно продемонстрировать, что ты хороший. В то же время они не являются результатом свободного выбора и могут в любой момент измениться.

Постконвенциональный уровень можно встретить крайне редко даже у взрослых. Достичь его можно только в том случае, если появится гипотетико-дедуктивное мышление, представляющее собой высшую стадию развития интеллекта. Подобные нравственные принципы отличаются от навязанных окружающими, но при этом обладают универсальностью и общечеловеческой доступностью. Они редко меняются, и для этого требуется очень веская причина.
  
Многообразие социальных ролей.
Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.
Основные роли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.) 
обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью
 
Социальный статус личности.
Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.
 
Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
 
Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.

Чаще всего человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами.
Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг (национальность, место рождения, социальное происхождение).

Достигаемый (приобретенный) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток).

Оставить комментарий