Социальные нормы и место права в их системе

В процессе своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоотношения с объектами природы (материальными объектами), а также друг с другом. Несмотря на многообразие связей, их можно типизировать и определить, какое же поведение является распространенным, массовым, нормальным.

Понятие «норма» в самом широком смысле означает правило, образец, стандарт, руководящее начало. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы.

А. Несоциальные нормы. Эти нормы регулируют отношения человека к природе, технике и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами. К ним можно отнести технические, сельскохозяйственные, климатические, физиологические, биологические, химические, санитарно-гигиенические и другие нормы. Особое место занимают технические нормы, основанные на познании законов природы и направленные на регулирование производственных процессов, а также обслуживание непроизводственных потребностей людей. Они, в принципе, могут быть установлены (открыты) любым человеком. Несоблюдение технических или других несоциальных норм порождает ответные негативные последствия на конкретные действия человека со стороны сил природы или материальных объектов. Например, нарушение агротехнических правил ведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

Б. Социальные нормы. Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.
Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют не-персонифицированность, неконкретность адресата.

В-четвертых, за нарушение социальных норм санкции следуют со стороны людей (индивидов, организаций, государства, общества).

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие.
1. Ритуалы — правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России, что должно внушать депутатам чувство Ответственности за свою деятельность.

2. Обряды — также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

3. Мифы — предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

4. Обычаи — это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Иначе обычаи можно определить как стереотип поведения. Они прочно входят в сознание людей потому, что выражают какую-то жизненную закономерность, например передачу имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровную месть, двоеженство и др.

5. Традиции — так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм, и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф. Вот почему, если ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчезнувших без особого труда, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.

6. Религиозные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Подчинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, Страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение, Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, например, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.).

7. Правовые нормы — это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружающей среды и др.). Поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.

8. Моральные нормы — это правила поведения, определяющие, что есть добро ~а что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а духовный характер (осуждение, презрение).

В истории политико-правовой мысли не раз допускалось смешение права и морали, поэтому крайне важно отличать эти две категории:

  1. нормы позитивного права создаются или санкционируются только государством, поэтому они выражают государственную волю. Мораль же, наоборот, создается всем обществом и не нуждается в признании государством. В самом деле, человек узнает о добре и зле не столько из текста законов, сколько из общения с другими людьми;
  2. правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, за их неисполнение предусмотрены различные наказания, применяемые правоохранительными органами государства. Мораль же обеспечивается силой общественного воздействия, причем оно может быть не менее действенно, чем государственные санкции;
  3. правовые нормы зафиксированы в официальных документах, определенным образом систематизированы. Моральные нормы не имеют четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а существуют в основном в сознании людей. Моральные нормы стихийно рождаются, незаметно исчезают, нельзя указать ни точных сроков, ни причин, ни порядка их появления. Поэтому нормам морали в значительной степени свойственны неопределенность и расплывчатость;
  4. если право в основном оперирует понятиями прав и обязанностей, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль — категориями добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и подлого;
  5. мораль регулирует гораздо больший круг отношений, чем право, сфера ее действия шире. Однако многие ситуации получают оценку как со стороны права, так и со стороны морали.

9. Политические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами и другими социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Политические нормы часто формулируются в виде призывов, лозунгов и носят весьма общий и доступный характер. Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Доходчивость, простота, лозунговость — особенности политических норм. Политические партии демократической ориентации провозглашают переход к рыночной экономике. Партий коммунистического толка предлагают «защиту человека труда» и построение «социализма с человеческим лицом». В пределах общих лозунгов можно выделить и более конкретные политические нормы, например, осуществить либерализацию цен, приватизацию государственного имущества или повысить минимальную оплату труда, обеспечить каждого жильем.

10. Нормы этикета — это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расходиться с его истинным отношением к людям, событиям. И тем не менее, как говорится в пословице: «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю неприлично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.

11. Эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному. Например, считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма субъективны. Недаром говорят: «О вкусах не спорят». Например, к сюрреалистической живописи С. Дали относятся по-разному: есть у него не только поклонники, но и противники. И тем не менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от идеала красоты, существующего в обществе, бросает тень на человека хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вкуса, о неполноценном развитии личности. Общепринято, например, что одежда человека не может состоять одновременно и предметов, имеющих разное назначение: галстук и кроссовки, ювелирные украшения и хозяйственная сумка.

12. Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный характер. Например, принято, что студенты приветствуют преподавателя стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки, а на других — с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям — путевого листа или товарно-транспортной накладной).

Важно отметить, что в действительности столь четко разделить нормы по видам удается не всегда, так как приведенная классификация во многом представляет собой результат абстракции. Так, одна и та же норма может быть закреплена в праве, оценивать ситуацию с точки зрения морали и, помимо этого, в своей основе являться обычаем.

Итак, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены в конечном счете экономическими, политическими, социальными, бытовыми и другими условиями, существующими в обществе. Правовые нормы являются составной частью системы социальных норм, но частью самой важной, несущей основную нагрузку по упорядочению жизни общества. Это связано с тем, что они регулируют жизненно важные вопросы: государственной власти и подчинения, осуществления политической деятельности, прав и свобод граждан, форм собственности, применения труда и сферы распределения, вопросы социальной защиты, военной сферы, дипломатической, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Как часть целого правовые нормы не должны противоречить другим социальным нормам, в противном случае уровень и качество их реализации снижаются.

Ключевые слова: Социальность, Право
Источник: Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003.
Материалы по теме
Социально психологические теории личности
Деркача А.А., Социальная психология
Функции международного права
Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук;...
Понятие правосознания
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Особенности порядка заключения предпринимательского договора
В. С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Социальные и культурные изменения
Фролов С.С., Основы социологии
Причины социальных конфликтов
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Понятие права международных организаций
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Эстетика права
Радбрух Г. Философия права
Оставить комментарий