Социальные функции культуры и социокультурный процесс

Культура как социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Основными функциями культуры являются:
1) познавательная — накопление знаний, информации, образцов поведения, способов деятельности и мышления;
2) практически-преобразовательная — определенные способы взаимодействия с окружающей средой с целью удовлетворения общественных потребностей;
3) трансляция социального опыта — передача от поколения к поколению накопленных знаний и социального опыта;
4) регулятивная — на основе существующих ценностей и норм культура предписывает (рекомендует, навязывает) определенные способы (образцы) поведения и деятельности и осуществляет контроль за их соблюдением;
5) социализация — воспитание, образование новых поколений и включение их в социокультурный процесс.
Каждая культура стремится сохранить (защитить) свою идентичность (самобытность) — нормы, ценности, традиции, обычаи и т. д. Идентичность — это то особенное, что отличает ту или иную культуру от всех других. Утеря своей идентичности равнозначна растворению, исчезновению культуры.

Однако развитие способов производства, общественных отношений «вынуждает» изменять устоявшиеся (традиционные) нормы и ценности культуры. Таким образом, в каждой культуре взаимодействуют и противодействуют две тенденции: тенденция к сохранению традиционных образцов культуры и тенденция к их изменению. Они наглядно проявляются в так называемом конфликте поколений (конфликт «отцов» и «детей»), где старшее поколение выступает в роли консерваторов — хранителей культурных традиций, а младшее — в роли реформаторов.

Каждая культура обладает значительной устойчивостью (консерватизмом), поэтому она «сопротивляется» радикальным социальным реформам. Например, для внедрения христианства на Руси потребовалось несколько столетий. Все последующие социальные реформы, проводившиеся в России, также проходили в отчаянной борьбе между «старым» и «новым».

Инертность культуры проявляется также в том, что даже победивший радикализм в последующем отступает под натиском культурных традиций, менталитета народа, ностальгии по прошлому. Так, установив свою власть в России в результате революции 1917 г., большевики всячески пытались ниспровергнуть такие традиционные ценности культуры, как семья, религия, патриотизм, воинские звания и др. Однако в последующем они вынуждены были признать необходимость многих из этих ценностей и даже способствовали их развитию. Сегодня мы также наблюдаем «возврат» к прошлым социалистическим ценностям. Например, в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. более 80 % россиян были сторонниками проводимых реформ. Сегодня число противников составляет примерно 50—55 %. По мнению П. Сорокина, второй стадией каждой революции является контрреволюция (откат назад). В этом феномене также проявляется инертность культуры.

Культура развивается (изменяется) тремя основными способами: 1) внутреннего саморазвития; 2) заимствования у других культур тех или иных элементов (межкультурный обмен); 3) насильственного внедрения в культуру элементов чужой культуры. Рассмотрим каждый из названных способов подробнее.

1. Способ внутреннего саморазвития предполагает постепенное изменение культурных образцов (ценностей) в результате совершенствования орудий труда, способов производства и потребления и др. или в результате изменений в образе жизни людей, происшедших под воздействием природно-климатических факторов (климата, пожаров, наводнений, миграции и т. п.). Внутреннее саморазвитие культуры — процесс достаточно медленный. Поэтому малочисленные этносы, не имеющие контактов с другими культурами, как бы останавливаются в своем развитии. Например, в 80-х гг. XX в. в джунглях Бразилии было обнаружено племя, живущее в условиях каменного века.

2. Способ заимствования является более динамичным и эффективным. Каждая взаимодействующая с другими культура имеет возможность сравнивать, сопоставлять свои ценности и нормы с элементами других культур, а при желании и необходимости перенимать чужие образцы культуры. При этом чем богаче выбор, тем больше возможностей для развития. Поэтому великие цивилизации в истории человечества возникали, как правило, на «пересечении» многих культур. Взаимный обмен культурными ценностями во много раз увеличивает возможности развития и саморазвития культуры.

3. Насильственное внедрение в ту или иную культуру элементов чужой культуры чаще всего происходит в результате завоевания одного народа другим. Завоеватели, как правило, стремятся уничтожить чуждые им элементы завоеванной культуры (язык, религию и др.). Например, Турция, захватив значительную часть Европы, на протяжении XV — XIX вв. навязывала другим народам свои культурные ценности. В результате многие некогда единые этносы оказались в разных социокультурных (религиозных) группах. Попытки навязать свои культурные ценности другим этническим группам сегодня имеют место в ряде прибалтийских стран (Эстонии, Латвии, Литве).

Наиболее разрушающим является вторжение в чужую культуру более развитой в технико-экономическом плане культуры. Многие менее развитые народы в результате такого вмешательства теряют свою культурную идентичность и деградируют. К таким народам можно, например, отнести индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, северные народы России.

Иногда радикальные реформы, проводимые господствующей элитой в своей стране и навязываемые ею новые ценности, воспринимаются значительной частью общества как неприемлемые, враждебные, а реформаторы — как инородцы, оккупировавшие враждебную им страну и уничтожающие веками создававшиеся ценности. Такое положение в настоящее время сложилось в России.

По мнению А. С. Панарина, «большевизм возродил азиатский способ производства, отбросил Россию «ко временам восточных деспотий»1. Современные реформы, проводимые в России, вынуждают значительную часть населения страны вернуться к таким примитивным способам производства, как огородничество и собирательство. Примитивный способ производства, невыносимые условия жизни и кризис нравственности отбросили значительную часть россиян на многие столетия назад, в эпоху варварства. Деградация основных культурных ценностей российского народа является уже свершившимся фактом.

Источник: 
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240