Социальные чувства

Главный винтик межличностных отношений — чувство как устойчивая ориентация на других. Они бывают двух основных видов — симпатии (притяжение) и антипатии (отталкивание). Симпатию многие ученые считают подлинной формой взаимоотношения людей. Люди, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невыраженные чувства других людей. Такие индивиды участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека. Благодаря такой эмпатии индивид прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

В сочувствии и сострадании мы забываем различия между собой и другими. Напротив, зависть и равнодушие делают из них непреодолимые барьеры. В основе социального чувства лежит удовлетворение. В зависимости от него симпатии разграничиваются по интенсивности: от простого сочувствия — участие в переживаниях другого человека (идентификация с ним) — до глубокого слияния (любовь мужчины и женщины). Даже простое подражание можно считать не чем иным, как заражением друг друга своими эмоциями.

Термин «эмпатия» часто (но не исключительно) применяется по отношению к эстетическим переживаниям.

В психологии эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки, а в социальной психологии — способ принятия роли либо свойство, облегчающее человеческое воздействие. Оно состоит из двух частей: приставки «сим», означающей «вместе», и слово «патхос» — страсть. С его помощью объясняют восприятие взаимных ролей супругами и зависимость приспособления в браке от совпадения ролевых ожиданий. Яркий пример — актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновении с произведением искусства зритель может, путем своего рода интроекции, чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит или воспринимает. Использование эмпатии является важной частью методов психологического консультирования, предложенных психологом Карлом Роджерсом.

И. Штерн различает «чувства к другим» (нежность, любовь) и «чувства с другими» (сострадание, сорадость). Сочувствие и симпатия — это тот мостик, благодаря которому ребенок от эгоцентризма переходит к альтруизму. Кроме того, эмпатия рассматривается как свойство, необходимое лидеру для установления доверительных отношений в группе.

Психологи, применяя тесты Роршаха и Векслера-Бельвью, установили: лица, обладающие высоким уровнем эмпатии (симпатии), как правило, оптимистичны, заинтересованы в помощи другим, пластичны и легко устанавливают отношения с людьми. Напротив, те, кто отличался низким уровнем эмпатии, были жестки, обращены только на себя (интровертны), сдержанны, эгоцентричны. Они с трудом устанавливали отношения с другими, требуя от них привязанности без ответа со своей стороны. Они не способны к самопожертвованию, но зато обладают хорошо развитым абстрактным мышлением и способностью к рассудочным суждениям.

Как видим, разум и чувства в обеих группах испытуемых разошлись по разным полюсам. Одни тяготели к субъективным пристрастиям и оценкам, другие — к формальной логике. Большинство людей конечно же располагается посередине, поверяя ценность чувств логикой интеллекта.

В психологии эмпатия — проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином «эмпатия» определяется также личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию. Это понятие проникло в Россию в конце 1980-х гг., когда наблюдалось увлечение модной тогда гуманистической психологией К. Роджерса. У него эмпатия выступила основным приемом клиент-центрированной терапии, в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Прием довольно опасный, даже если им пользуется профессионал. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 1950-х гг. настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Культурная конструкция боли
В ставшем уже классическим исследовании реакции представителей разных национальностей на боль, проведенном среди пациентов американских больниц, было обнаружено, что люди, страдающие от одних и тех же физических недугов, выказывают непохожие реакции. Все зависит от религиозного воспитания и этического кодекса. Евреи и итальянцы более эмоциональны, чем «старые янки», которые всегда держат марку и плачут лишь тогда, когда их никто не видит. Евреи и итальянцы одинаково открыты и с большой охотой поведают вам о своих болячках. Однако мотивы, которыми они руководствуются, различны. Итальянцы побуждаются непосредственным переживанием дискомфорта, а евреи — огорчением от ожидаемых последствий. Таким образом, хотя у всех пациентов обнаружена примерно одинаковая тяжесть заболевания, их культурное воспитание предопределяет различную реакцию на болевые раздражители.

Сопереживание и оптимизм, хотя они относятся к разряду позитивных чувств и приветствуются обществом, не всегда полезны нам. Ученые США считают, что постоянно радоваться жизни и во всем находить только хорошее очень плохо для психического здоровья человека. Все время улыбаться, быть в прекрасном настроении, чувствовать себя счастливым — подчас такое поведение вызывает негативную реакцию у окружающих, вплоть до ненависти. Зарубежные психологи пришли к выводу, что человек иногда должен быть и немного пессимистом или реалистом.

Психологи США призывают использовать недооцененную ранее силу негативности. Большинство ученых советуют прибегать к «маске пессимизма» — ожидать отрицательных последствий от своих действий или от поступков других людей, в том числе и незнакомых, тем самым защищая свое психическое равновесие от действительно возможных плохих событий в будущем. «Лучше надеяться на плохое, а хорошее придет само», — гласит русская поговорка. Теперь она подтверждена эмпирически.

Основной массив понятий в социальной психологии и психологии так или иначе связан с чувствами, даже если они на первый взгляд далеки от них: социальные роли, идентификация, конформизм, престиж, нормы, установки, мотивации, конвенциальные и коммуникативные процессы. Психологи говорят, что если нет чувственной идентификации, то человек воспринимается не как «вы», а как «это» (объект). Чувства различаются по интенсивности, со временем приобретая ярко выраженную тенденцию к стабилизации. Если же человек сформировал в себе антипатию по отношению к другому, то она сохраняется надолго, независимо от того, как поступает нелюбимый человек.

Когда чувства еще только возникают, индивид свободен поступать так, как считает нужным, например при знакомстве с другими или при выборе спутника жизни. Однако когда выбор совершен, привязанность все больше укрепляется, чувства стабилизируются и начинают подчинять себе и мысли, и поступки. Человек действует как бы автоматически. Мать любит единственного сына, но редко задумывается над тем, почему это происходит. Формируется привычка — шаблон поведения. При этом чувства рутинизируются.

Ключевые слова: Чувства
Источник: Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Материалы по теме
Озлобленность
Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность
Как понять, что ты нравишься парню
...
Эмоции и чувства в норме
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Ярость
Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность
Воображение и чувство
Теплов Б.М., Психология
Ненависть между мужчиной и женщиной
Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность
Общее понятие о чувствах
Теплов Б.М., Психология
Месть
Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность
Оставить комментарий