Социальное взаимодействие

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель, и пешеход обозначают социальные статусы (вспомните из курса обществознания для 8—9 классов то, что говорилось о социальных статусах и ролях). У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом.

Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, норма перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т. п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Говоря о ролях, мы возвратились к социальному взаимодействию. Между прочим (об этом мы забыли упомянуть первый раз), оно отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие — всего лишь однонаправленное взаимодействие. Действие можно подразделить на четыре вида:

  • физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге;
  • вербальное, или словесное, действие, например оскорбление, выражение приветствия «здравствуйте»;
  • жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;
  • мысленное действие выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним,
а четвертое — к внутреннему. Всем им присущи такие свойства: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам):

  • физическое;
  • вербальное;
  • жестовое.

Уже говорилось о том, что социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Они группируются в несколько статусных систем, которые дают нам вторую типологию социального взаимодействия по сферам:

  • экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;
  • профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;
  • семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;
  • демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);
  • политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т. д.;
  • религиозная сфера подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;
  • территориально-поселенческая сфера — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Таким образом, мы получили две типологии социального взаимодействия: первая основана на видах действия, а вторая — на статусных системах.

Кроме них, в науке принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

  • Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.
  • Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.
  • Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.

Отличительная черта социального взаимодействия, которая отличает его просто от действия, — это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, вы не найдете ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен — универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста:

  • агенты обмена — два или более человека;
  • процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия;
  • правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;
  • предмет обмена — товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.;
  • место обмена — заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Согласно теории обмена поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена.

  1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, она снижается в случае неудачи.
  2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Не важно, от чего вы получаете прибыль — от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, — но прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.
  3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления.
  4. Когда потребности человека близки к насыщению, то он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

Принципы Xоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями.

В общем виде социальное взаимодействие — сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Xоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами — нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.

Причина в том, что затраты и вознаграждения — производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, два фактора — стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение — могут действовать одновременно, но разнонаправленно. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и неравенство условий.

Итак, обмен — универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. Однако в действительности случаются постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.

Как уже говорилось, социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных действий. Их именуют еще массовыми.

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относят следующие.

Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами. Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы «третьей мировой войны» в 60—70-е годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.

Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха.

Аудитория воздействия слуха не просто сумма пассивных восприемников информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей. Первые выполняют роль «посыльного» и только распространяют слух. Вторые играют роль «интерпретатора», добавляя к новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуации либо «скептиков», сомневающихся в достоверности слуха, либо «сторонников», горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль «принимающего решение», готового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории.

Разновидностью слухов выступают сплетни. Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилующих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основаны на любопытстве.

Паника — такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Паника случается там, где есть толпа. Вот лишь некоторые примеры.

30 мая 1999 г. в Минске после праздника пива начался сильный ветер и проливной дождь. Разгоряченная толпа из тысяч молодых людей бросилась ко входу в метро. Возникла страшная давка. Погибло более 50 человек, в основном девушки в возрасте от 14 до 18 лет, а также три милиционера, пытавшихся остановить толпу. Через 10 минут все кончилось, а потом три дня страна была в трауре. Свидетели позже говорили о том, что тысячи разгоряченных пивом людей, с красными лицами, превратились в ужасную толпу, ничего не понимающую и не соображающую. Почему же в толпе вполне интеллигентные люди превращаются в неумышленных убийц? В 1982 г. в московских Лужниках после футбольного матча было раздавлено 66 человек и более сотни фанатов, в основном молодежи, покалечено. 9 апреля 1999 г. в Иерусалиме в давке погибло более 100 паломников. В 1896 г. произошли трагические события на Xодынском поле во время раздачи царских подарков по случаю коронации Николая II. Из-за халатности властей произошла давка; по официальным данным погибло 1389 человек, изувечено 1300.

Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некоторых — в погромы. Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна «винных» погромов. Погром — спонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями. После выступления рок-группы в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы в метро и электричках.

Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем в организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий). Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не подчинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской революции, в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и Америке (против в войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.

Ключевые слова: Коммуникация
Материалы по теме
Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности
Адамьянц Т.З., Социальная коммуникация
Общая характеристика Интернет-коммуникации
Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж :...
Характеристика коммуникационных теорий межкультурных отношений
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Вербальная коммуникация, критерии, правила
...
Коммуникативная методология
Козлов В.В., Интегративная психология
Основные теории коммуникации
Основы теории коммуникации - УП - Шпаковская-Шпаковский - 2006
Системы невербальной коммуникации
Психология коммуникации. О.А. Гулевич — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007...
Типология коммуникаций в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Оставить комментарий