Социально-утопические политические учения

Социально-утопические учения представляют собой идеальнофантастическую форму политического сознания, обращенную в настоящее. Созданная утопистами идеальная конструкция государства и человека коммунистического будущего отражала первую гуманистическую реакцию против хаоса, произвола, жестокости капиталистического общества в период первоначального накопления капитала. Социал-утописты были сторонниками абсолютистского государства, регламентирующего нравственные нормы, труд, отдых, семейные отношения, т. е. все стороны общественной жизни. Грубая уравнительность, аскетизм — все это, в сущности, напоминало черты идеального государства Платона, притом образца «второго после наилучшего», концептуально оформленного в «Законах». И все же самая главная идея политической концепции социал-утопического направления, — это идея перестройки основ самого общества и радикального изменения социально-политических отношений. Попытка разрешить противоречие идеала и действительности почти для всех политических утопий заканчивалась стремлением приблизить негативную действительность к идеалу, который сам оказывался далеким от совершенства. К сожалению, эти стремления, утопические идеалы часто удавалось реализовать.

«...Утопии, — писал Н. Бердяев, — гораздо более осуществимы, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос: как избежать окончательного их осуществления».

Томас Мор

Томас Мор (1478-1535) — английский гуманист, государственный деятель и писатель, основоположник утопического социализма. Выходец из семьи лондонского юриста, учился в Оксфордском университете. Стал просвещеннейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами, в том числе с Эразмом Роттердамским, который в его лондонском доме написал свою бессмертную «Похвалу глупости». Мор избирался членом парламента и его спикером, председателем палаты общин.

Пользовался исключительным авторитетом как юрист. С 1529 по 1532 г. занимал одну из высших ступеней государственной власти — должность лорда-канцлера. По требованию короля Генриха VIII был обвинен в государственной измене и приговорен к самой мучительной казни. Его казнили 6 июля 1535 г. близ Тауэра — главной тюрьмы Британии.

Основным творением Томаса Мора стала его «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или попросту «Утопия», как теперь называют ее во всем мире. Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов.

Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Мор не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию.

Написанная на латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов, «Утопия» в середине XVI в. была переведена на другие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности на Морелли, Г. Бабефа, А. де Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и других представителей утопического социализма.

Томмазо Кампанелла

Томмазо Кампанелла (1568-1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. Сын сапожника, с 1583 г. монах-доминиканец. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598-1599 гг. возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине.

Одно из главных его сочинений — «Город Солнца» (1602).

В основу построения идеальной коммунистической общины положен принцип органицизма. Применительно к обществу он означает, что «в первую очередь надо заботиться о жизни целого, а затем уже его частей». В связи с этим автор трактата обращается к идее платоновской тотальной органистической концепции бытия и к стоической доктрине естественного права с присущим ей натурализмом, в силу которого «все является общим», а люди обязаны подражать природе.

В идеальной коммунистической общине у Кампанеллы упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до 4 часов, большое внимание уделено развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистической общиной осуществляет каста ученых-жрецов (аристократия специалистов). Функции священников выполняют высшие руководители, объединяя светскую и духовную власть. Политическое управление осуществляется на основе кратких и ясных всем законов.

Социально-политическая доктрина Кампанеллы выражала его глубокую веру в неизбежность времени, когда весь мир придет к тому, что будет жить по обычаям жителей города Солнца (соляриев). Осуществление программы Кампанелла возлагал на европейских государей (испанского, французского королей), папу римского, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного католицизма.

Ключевые слова: Политика, Ренессанс
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические взгляды Мишель Монтеня
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политическая концепция Френсиса Бэкона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Данте Алигьери
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Политические взгляды Марсилия Падуанского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Эразма Роттердамского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Мартина Лютера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Жан Кальвина
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий