Социально-психологические проблемы массовой культуры

Изучение жизнедеятельности человека позволяет описать смену культурных парадигм в истории развития общества. В «начале начал» жизнь человека и общества была сакрализована, в центре традиционной культуры и самосознания человека находился Бог, Абсолют. Основным парадигмальным концептом являлось утверждение «Бог есть». Постепенно, начиная с эпохи Просвещения, Бог, Абсолют вытесняется, в центре культуры и самосознания становится Человек, Знания. Основным парадигмальным концептом являлось утверждение «Знания — сила». Это было начало сакральной катастрофы, уничтожившей коренные, базовые основания человеческой экзистенции (Ю. М. Федоров). Катастрофа утвердилась провозглашением Ф. Ницше: «Бог умер». В последующем, развитием промышленной революции уже Человек был вытеснен из центра социокультурного контекста новой парадигмой — Обществом, Массой. В ХХ в. основным культурным концептом являлось утверждение «Массы решают все». Г. Лебон одним из первых подметил, что в то время, как все наши древние верования колеблются и исчезают, старинные столпы общества рушатся друг за другом, могущество масс представляет единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс (Лебон, 1896). Эре масс соответствует массовая культура и массовое общество. Культура массового общества является своеобразной социальной технологией, стандартизирующей социальное поведение, унифицирующей ценностные основания жизни человека, утверждающей конформизм основной социально одобряемой моделью поведения.

«В качестве массы, я стремлюсь к универсальному, к моде, к кино, к сегодняшнему дню; в качестве народа я хочу быть незаменяемой личностью, мне нужен живой театр, нужно присутствие исторического; в качестве массы я в упоении аплодирую звезде у дирижерского пульта; в качестве народа — познаю в глубине интимных переживаний возносящуюся над обыденной жизнью музыку; в качестве массы я мыслю числами, аккумулирую, нивелирую; в качестве народа — примеряю шкалу ценностей и членений», — писал К. Ясперс.

Массовая культура носит двойственный характер: с одной стороны, через систему массовой коммуникации миллионы людей получают возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки, с другой, — растущее влияние СМИ (радио, телевидения, журналы и т.д.) на вкусы, потребности и поведение членов общества приводит к унификация всех сторон человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений.

Особенности современной социокультурной среды существования человека заключаются в том, что информация и культура в ее «массовом телевидео варианте» — это в огромной мере масскультура «сенсационного парадокса». То есть, масскультура насилия и агрессии, масскультура секса и перверсий, масскультура инверсии права и неправия с «плохими полицейскими» и «хорошими бандитами», масскультура ломки всех и всяческих моральных табу. Один известный телепродюсер сформулировал свое профессиональное кредо: «...моя задача — ломать последние табу».

Культуролог из Азии по этому поводу выразился так:

«Когда мы открывались западному миру, мы надеялись, что подключаемся к чистому источнику высокой и бессмертной мировой культуры. А нас подключили к канализационной трубе».

Но общество, привыкающее к нарушениям табу (что тоже хорошо известно культурологам), практически всегда неуклонно десоциализуется. И наиболее болезненно это отражается на детях, которые особенно плохо различают виртуальную (экранную) образную систему и реальность. В США, в Европе об этом уже буквально кричат. По данным американской ассоциации юристов, более 70% детских преступлений в стране — прямые кальки из недавних «перверсивных» телесюжетов.

Темы: Культура
Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
Материалы по теме
Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Общество как социокультурная система
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Индо-буддийский тип культуры
Монина Н.П., Культурология
Культура и социальное поведение
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Деловая этика и деловая культура
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Культурный конфликт и шок
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Понятие «культурный архетип» в современной культурологии
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Корпоративная культура и ценности
Рождественская Н.А., Способы межличностного познания
Оставить комментарий