Социализация: смысл термина и назначение

Наблюдая за поведением родившегося ребенка, нетрудно заметить его беспомошность и зависимость от взрослых. Люди не обладают врожденными образцами поведения, по этой причине у них отсутствует изначальная приспособленность к жизни в обществе. Они вынуждены осваивать навыки, необходимые для выживания. Если у животных подобные навыки запрограммированы в генах, то человек приобретает их в процессе социализации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе. 

В результате социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного «Я», отличного от других людей. Другие люди выступают для него своеобразным зеркалом, в которое он смотрится. Американский социолог Чарлз Хортон Кули писал:

Подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам... так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас

Кули полагал, что осознание человеком своего «Я», которое он назвал «Зеркальное Я», складывается из трех компонентов:

  1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (например, «я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду»);
  2. того, как они реагируют на то, что видят (например, «они видят мою одежду и она им нравится»);
  3. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию («поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредь одеваться подобным образом»).

Социализация как процесс усвоения культурных ценностей и освоения социальных ролей осуществляется в результате межличностного взаимодействия. Вне социальных связей бессмысленно говорить о самооценке личности и об оценке ее со стороны общества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла и значения тех или иных поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей. Иначе говоря, происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.

В результате социального взаимодействия осуществляется интернализация, т.е. превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения. В связи с этим невозможны не только самооценка, но и самопознание изолированного индивида, подобного Маугли или Робинзону Крузо. «Дети джунглей», воспитанные в животной среде, усваивают только их повадки. Однако даже вернувшись в общество, они так и не становятся личностями. Их именуют феральными людьми, т.е. не ставшими полноценными членами общества по причине их изоляции от общества, формирования их вне общения с людьми (с семьей, близкими, социальной группой).

Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, в обретении личностью самостоятельности и определении своего социального места в обществе. Этот процесс растянут во времени: он начинается с момента рождения и завершается смертью. Человек на протяжении своей жизни выполняет значительное число социальных ролей, освоение которых вызвано к жизни конкретными обстоятельствами: возрастом, карьерным движением, женитьбой или замужеством и т.д. И всякий раз он вынужден усваивать опыт и установки, соответствующие своим социальным ролям.

Источник: 
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Когнитивная и социальная зрелость личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Социологическая теория Эмиля Дюркгейма
Юрьева Л.Н., История. Культура. Психические и поведенческие расстройства
Потребительская социализация
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Факторы социализации
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Признаки социального института
Фролов С.С., Основы социологии
Социализация как процесс: подходы в науке и основные этапы
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Cоциализация и ее институты, их история
Кон И.С. - Психология ранней юности
Социализация юношества
Обозов Н.Н., Возрастная психология
Оставить комментарий