Социализация как социально-психологическая проблема

Еще древние мыслители отмечали значение детства в дальнейшей жизни человека. Описывая его, они особое внимание уделяли важности знаний и опыта, которые получал человек в процессе взросления. Особое значение придавалось взрослым наставникам и воспитателям детей. Мы знаем, что у Александра Македонского, например, наставником был древнегреческий философ Аристотель. О важности процесса воспитания детей писали создатели модели общества будущего Т. Мор и Кампанелла. Мыслителями эпохи просвещения (Ж. Ж. Руссо и др.) отмечалась роль взрослых в жизни ребенка и их влиянии на нежную детскую душу. Впоследствии философ Л. Фейербах писал:

«Другой человек является связующим звеном между мной и миром. Я завишу от мира и осознаю эту зависимость.и примиряюсь, я сближаюсь с миром посредством другого человека. Без другого лица мир казался бы мне не только мертвым и пустым, но и бессмысленным и неразумным... Первый объект человека есть человек...посредником между Я и сознанием мира является осознанием второго лица» .

О том, как проявляется во взрослой жизни опыт детства и юности, можно прочесть в историях жизни выдающихся личностей, писателей и режиссеров, оставленных в интервью и мемуарах Например, В. М. Шукшин в своем последнем интервью говорил: «Я прошел через жизнь, в общем, трудную, и произносить мне это противно, потому что всем нелегко приходится. В институт я пришел ведь глубоко сельским человеком, далеким от искусства. Мне казалось, всем это было видно. Я слишком поздно пришел в институт — в 25 лет, — и начитанность моя была относительная, и знания мои были относительные. Мне было трудно учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того, я должен был узнавать то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал таить, что ли, набранную силу. И, как ни странно, каким-то искривленным образом я подогревал в людях уверенность, что правильно, это вы должны заниматься искусством, а не я. Но я знал, наперед знал, что подкараулю в жизни момент, когда... ну, окажусь более состоятельным, а они со своими бесконечными заявлениями об искусстве окажутся не состоятельными.

Все время я хоронил в себе от посторонних глаз неизвестного, какого-то тайного бойца, нерасшифрованного. Теперь мне не хочется становиться в позицию и положение другого человека — я уже свыкся с этой манерой жить и работать. Мне не хочется делать никаких авансов, никаких заявлений. Ничего страшного, если промолчу лишний раз. От того, что не скажу чего-то такого о себе, ничего не случится, — я-то буду знать про это. И я хочу сказать, что мне сейчас трудно менять образ своих действий, после того, как я так вот уже прожил изрядное количество лет, прошел институт, прошел первую пору отвоевывания себе права работать в искусстве — это тоже было. И свыкся с таким образом жизни. Представьте себе, такая глупая, в общем, штука, но все кажется, что должны мне отказывать в этом деле — в праве на искусство...»29. О важности детских воспоминаний, пронесенных через всю жизнь и творчество, писал Л. Н. Толстой. Великий отечественный режиссер А. А. Тарковский в свое время говорил, что «...единственно подлинные, неискаженные воспоминания, которые могут быть у человека, — это детские воспоминания». Именно они отражены во многих картинах мастера, стоит вспомнить, например, его художественный фильм «Зеркало».

Понятие «социализация» появилось относительно недавно. Ранее чаще употребляли слово «воспитание». Чем же они отличаются? Воспитание — это, скорее, педагогический процесс, устоявшийся термин, обозначающий одностороннее воздействие педагога на ребенка, целью которого является «передача новым поколениям общественно - исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития...». Термин «социализация» шире, чем «воспитание». На сегодняшний день существуют различные определения данного понятия, в зависимости от точки зрения их авторов. Назовем лишь некоторые из них

  1. Социализация — это процесс вхождения человека в общество (Кон И. С.).
  2. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вжждения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны...процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду...» 32 33.
  3. Социализация как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям (Н. Дж. Смелзер).

Появление термина «социализация» связано в деятельностью Тардта, Ж. Пиаже, Э. Дюркгейма в конце XIX — начале XX в. В 1897 г. Фр. X. Гиддингс в книге «Теория социализации» использовал этот термин для обозначения «развития социальной природы или характера» человека.

В начале XX в. основоположники символического интеракционизма (Ч. Кули, М. Мид, Парк, Томас и др.) писали, что возможность «стать человеком» связана с развитием речевой коммуникации. Они не использовали термин «социализация», но анализировали пути становления личности, достигающей и успеха, и полноправного участия в жизни различных социальных групп

Представителей символического интеракционизма отличает социально ориентированный взгляд на проблему человека:

  1. Человек, как и общество, является продуктом ролевого взаимодействия и коммуникации между людьми.
  2. Самосознание и ценностная ориентация личности как бы зеркально отражают реакции на нее людей, находящихся в непосредственном взаимодействии. Ч. Кули: «Подобно тому как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам ...так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас» .
  3. Понятие «первичные идеалы» — это базисные ценности, которые ребенок усваивает к 5-6 годам в первичной группе, семье, в которой существуют аффективные отношения.

Сторонники бихевиоризма утверждают, что человеческое поведение и сама личность состоят из реакций на внешние стимулы. Задача социализации — формирование необходимого набора условных социальных реакций человека на социальные стимулы, обеспечивающих ему успешную адаптацию в социуме.

Согласно психоаналитическому подходу человек, появляясь на свет, движим лишь биологическими инстинктам, основными среди которых являются потребность в пище и половой инстинкт. Задачей общества выступает обучение человека культурному поведению, способность контролировать свои инстинкты. Для этого общество в лице родителей, других взрослых создает различного рода препятствия, преодолевая которые человек научается выполнять культурные требования и нормы. Эти препятствия переживаются как фрустрации. Фрустрация — «объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности, возникающие на пути к достижению цели или к решению задачи» (Левитов, 1967).

Частный случай фрустрации — столкновение сильной потребности внутри нас с принудительным императивом (требуемой нормой поведения). Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация воспринимается фрустрирующей. В процессе преодоления фрустраций у ребенка возникают фиксации — «защитная тактика, позволяющая избегать страдания, которая найдена случайно при попытке справиться с затруднительной ситуацией и с этого времени повторяется автоматически при каждой подобной угрозе» 5.

Темы: Социализация
Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
Материалы по теме
СМИ в контексте их влияния на социализацию личности
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Проблемы социализации ребенка, связанные с семейным неблагополучием
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Социальная ситуация развития в молодости
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Содержание социализации
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Культура как контекст правовой социализации
Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор:...
Влияние социальных факторов на психологические различия мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Социальная запущенность детей
Алмазов Б.Н., Психология проблемного детства
Институты социализации
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Оставить комментарий