Д. В. Ольшанский в своей книге «Психология масс» дает такое определение слухам — «это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме». Известный отечественный социальный психолог К. К. Платонов пишет, что «согласно общим социально-психологическим определениям, слухи — это массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу».
В статье Б. В. Дубина и А. В. Толстых «Слухи как социально -психологический феномен» содержится следующее определение слуха:
«Прежде всего, это теневой мир, своего рода черный рынок информации: ценность слуха в том, что он неофициален, сообщается своим, а значит — о чужих Иначе говоря, слухи — это вести обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстранения от него) для своих».
Энциклопедические и толковые словари связывают слухи с недостоверной, ложной или непроверенной информацией. Слухи, как и официальные сообщения, в равной степени могут содержать недостоверную информацию. На сегодняшний день неизвестны какие-либо серьезные исследования, доказывающие, что слухи недостоверны чаще.
Социально-психологические функции слухов: валидный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, к государственному строю, к средствам массовой информации и т.д.; катализатор социально-политических настроений и событий в обществе; формирует настроения, мнения, а соответственно, поведение людей, т. е. является инструментом политического влияния; снижает, смягчает эмоциональное напряжение в группе .
Условия возникновения слухов
- Неудовлетворенный интерес массовой аудитории к определенной проблеме, событию, персоне.
- Связь интереса с жизненными потребностями людей.
- Социально-политическая обстановка в стране.
- Неудовлетворенность соответствующих потребностей.
- Недоверие к источнику информации: к известным официальным, правительственным источникам информации.
- Высокая степень эмоционального напряжения в общности и связанная с ней потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения.
- Демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность передаваемого сообщения
- Желание человека повысить свой престиж.
Типология слухов:
- Противоположные: слухи «желания» — слухи «пугало».
- Слухи, похожие на правду, слухи, не похожие на правду.
- Слухи агрессивные — слухи экспрессивные.
Сплетни
Сплетней является ложная или истинная, непроверенная или неподдающаяся проверке (и в этом случае маловероятная), неполная, пристрастная информация о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий социальный резонанс, об обстоятельствах, касающихся замкнутых групп (Енджеевский, 1980).
Сплетни передаются секретно, с ощущением их (сплетничающих) взаимной принадлежности к определенному социальному кругу, часто касаются вопросов, на открытое обсуждение которых накладывается табу.
Социальные функции сплетни
- Информационно-познавательная. Сплетня всегда является дополнением институциализированной, общедоступной информации. Она не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения и поддерживать их.
- Развлекательно-игровая. В сплетне можно найти различные формы комизма — прозаические кулисы того, кто пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность великих людей, забавные конфликты социальных ролей и т.д.
- Аффилиативно-интеграционная. Обмен сплетнями свидетельствует о сходстве ценностей и характеров. Те, с кем мы занимаемся сплетничаньем — «свои». Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы — они».
- Тактическая. Сплетня может использоваться в качестве оружия в борьбе между индивидами и группами — путем ослабления доверия, дезинформации, возбуждения эмоций и т.д.
Со сплетнями бороться сложно, их можно гасить другими слухами или сплетнями. Слухи могут рассматриваться как характерный способ передачи и распространения информации в толпе и считаются одной из отличительных ее особенностей. Они выполняют функцию ориентации участников толпы о складывающейся ситуации, служат для них своего рода способом соотнесения с действиями других участников и, как таковые, выступают в качестве коллективного процесса принятия решений, в результате которого возникают нормы поведения, цели и способы действий.