В отношении классификации современных культурологических школ в отечественной учебной литературе для высшей школы нет ни единообразия, ни единодушия. Критерии и принципы, которыми руководствуются те или иные авторы при выделении наиболее значимых течений и направлений в науке о культуре, несколько отличны друг от друга, что, впрочем, не мешает предложенным ими систематизациям быть вполне репрезентативными. Так, в учебном пособии под редакцией проф. Г. В. Драча немецкий философ Эрнст Кассирер отнесен к неокантианцам, а в пособии под редакцией проф. А. Н. Марковой — к представителям символической концепции в культуре; Э. В. Платонова в «Конспекте лекций по культурологии» отождествляет символическую и структуралистскую школы, а та же А. Н. Маркова различает их как две самостоятельные.
Основанием принадлежности к соответствующим школам могут служить и концептуальный подход (цивилизационный, формационный и т. п.), и непосредственное отношение к определенному научному (например, университетскому) сообществу, известному своей традиционной позицией (Баденская школа, Франкфуртская школа и др.), и какие-то другие показатели.
Не будет ошибкой начинать историю культурологических учений с суждений о культуре мыслителей Древней Греции или Древнего Востока. Но более общепринятой точкой отсчета стала публикация в конце XVIII в. труда И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» с теоретическим обоснованием феномена культуры.
На каждом культурнозначимом этапе и витке осмысление культуры не ограничивалось философскими или чисто научными кругами, но распространялось и на интеллектуальнотворческую элиту общества. Эту важную составляющую тоже нет оснований исключать из культурологических учений разных времен. Теории Жан-Жака Руссо, Джамбаттисты Вико, философско-эстетические воззрения Фридриха Шиллера или гуманистические идеи Альберта Швейцера органично дополняются не только сочинениями историков, юристов, богословов, искусствоведов, но и современной им публицистикой, мемуарной и художественной литературой. И такие отклики не только не выпадают из истории культурологической мысли, но и еще более повышают ее удельный вес и придают ей статус общечеловеческого достояния.
Сравнительно недавнее вступление культурологии в «клуб» научных дисциплин стимулировало тенденцию её ускоренного системного построения и выстраивания уровней научного обобщения в культурологическом знании в соответствии с её профилем в приемлемое как для узкого, так и для широкого использования упорядоченное состояние, что убедительно продемонстрировал в своем учебном пособии А. Я. Флиер15, выделив целый комплекс полей культурологического изучения как специальной области знания и три основных направления фундаментальной культурологии: социальная культурология, психология культуры, культурная семантика16.
Механизм социального функционирования культуры исчерпывающе раскрыт в учебнике Б. С. Ерасова; философскокультурологический аспект психологии обыденного сознания — в монографии Е. В. Улыбиной; понятие культурная семантика четко определено в словарной статье А. Г. Шейкина17.
Социальная культурология изучает культурные процессы и явления, которые сопутствуют совместной жизнедеятельности людей на протяжении всей истории человечества.
Психологии культуры (психологическая антропология) делает акцент на человека как носителя той или иной культуры. Она изучает нормы и ценности, составляющие основу любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности.
Культурная семантика занимается изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения.
Все три главным образом имеют отношение к фундаментальной культурологии и представляют собой специфические проблемные области науки о культуре. В рамках курса культурологии как вузовской учебной дисциплины они по понятным причинам обычно рассматриваются в информационноознакомительном порядке.
Предметное представление о социальной культурологии правомерно ограничить краткой характеристикой социологии культуры и культурантропологии.