Символический интеракционизм в социологии

Проблема интерпретации людьми поступков друг друга является ключевой для еще одной микросоциологической парадигмы — символического интеракционизма. Это исследовательский подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Взаимодействуя друг с другом, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения действий друг друга в зависимости от развития ситуации и ориентируют свои последующие действия на эти значения. При таком подходе общество — это не фиксированная совокупность однозначно заданных социальных норм и не предустановленная система поведения, а текучий, хотя и структурированный процесс интеракции (англ. interaction — взаимодействие).

Образцом для социологов, придерживающихся концепции символического интеракционизма, служат работы выдающегося американского социального психолога Джорджа Герберта Мида (1863-1931) и его последователей в социологии Герберта Блумера (1900-1987) и Ирвина Гофмана (1922-1982).

Идеи Мида, который сам не любил писать тексты, были уже после его смерти собраны и систематизированы по конспектам студенческих лекций его коллегой Чарльзом Моррисом. В изданной Моррисом книге «Разум, человеческое “Я” и общество» (1934) утверждается, что поведение человека — это реакции не столько на стимулы (внешние воздействия и внутренние побуждения), сколько на символы (значения вещей и действий).

В отличие от бихевиористской теории, описывающей поведение как реактивное по формуле S-R («стимул — реакция»), парадигму символического ин-теракционизма можно выразить другой формулой, охватывающей активность действующего: S-I-R («стимул — интерпретация — реакция»).

Поведение индивида является социальным потому, что он/она своим действиям и действиям окружающих людей придает те же значения, что и другие участники взаимодействия. Мид подчеркивает важность способности поставить себя на место другого участника взаимодействия — принятия роли другого, — что дает возможность посмотреть на себя «со стороны», глазами другого участника взаимодействия. Индивид умеет ориентировать свои действия на определенное их истолкование партнерами по взаимодействию, так как по мере накопления опыта взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях в его сознании формируется особая установка мышления, названная Мидом «обобщенный другой». Обобщенный другой — это часть собственного «Я» индивида, но одновременно и абстрактный образ партнера по взаимодействию, роль которого индивид внутренне принимает, когда интерпретирует чужие поступки и совершает собственные.

Обобщенный другой — это усвоенная схема интерпретации и мотивации действий, но она изменчива и ситуативна. Чтобы подчеркнуть ситуационный, процессный характер действий и их интерпретации, ученик Мида Г. Блумер сформулировал в книге «Символический интеракционизм» (1969) три постулата, на основе которых строится описание и объяснение социальных явлений как процессов интеракции:

  1.   люди действуют в отношении объектов на основе значений, придаваемых этим объектам;
  2.  значение объектов для индивида возникает в социальном взаимодействии, в котором он/она участвует;
  3.  значения используются и видоизменяются индивидом в процессе интерпретации объектов, с которыми он/она имеет дело.

Структурность, т. е. упорядоченность и повторяемость, социальных взаимодействий возникает на основе общности значений, вырабатываемых и разделяемых участвующими в этих взаимодействиях людьми. Если, например, участники взаимодействия одинаково истолковывают поднятую вверх руку как знак приветствия, то использование одним из них такого жеста приводит к взаимному определению ситуации как начала общения. При всяком повторении подобной ситуации взаимодействие будет развиваться в том же направлении. Но если общность значений отсутствует и партнер по взаимодействию истолковывает поднятую вверх руку как знак агрессии, то он определяет ситуацию как начало конфликта и ответным действием демонстрирует свое отношение к ситуации именно как к конфликту. Бесконфликтное развитие начавшегося таким образом взаимодействия возможно, только если первый участник взаимодействия, используя иные действия, вызовет у второго участника впечатление, что первоначальный жест имел значение именно приветствия.

Зависимость процесса взаимодействия от интерпретации значений поступков приводит к тому, что действия индивидов приобретают характер управления впечатлениями других людей. Этот аспект социального взаимодействия выделил И. Гофман в знаменитой книге «Презентация себя в повседневной жизни» (1959). Определив свою версию символического интеракционизма как драматургический анализ, он показал, что индивиды даже в самых обычных случаях целенаправленно добиваются желательной интерпретации, выстраивают серию действий — «пьесу», выбирают и подготавливают ситуацию взаимодействия — «сцену», используют особенности места — «декорации» и вещи — «реквизит». Цель презентации — создание устойчивого впечатления, определяющего в сознании людей, кем является, какое социальное положение занимает индивид, т. е. формирование или поддержание идентичности (от англ. identify — отождествлять, опознавать).

Эффективность самопрезентации как средства управления впечатлениями определяется тем, как действия индивида соотносятся окружающими с первичными схемами интерпретации ситуации взаимодействия. Такие первичные схемы интерпретации Гофман представил в работе «Анализ фреймов» (1974). Фреймы (англ. frame — рамка) структурируют взаимодействие, поскольку являются привычными и нерефлексируемыми способами определения ситуации ее участниками. Согласно Гофману социальные фреймы обеспечивают фоновое понимание событий, которые являются результатом деятельности людей. Во фреймах нет неумолимости природного закона, но фрей-мирование ситуации подчиняет участников определенным стандартам и социальной оценке действия. Фреймы определяют, чем ситуация является для ее участников и как будут восприниматься и интерпретироваться их действия.

Интеракционистская схема «определение ситуации — презентация значений» может использоваться как универсальный инструмент анализа социальных явлений.

Символический интеракционизм позволяет хорошо описывать и объяснять межиндивидуальные взаимодействия и массовое поведение в ситуациях, предполагающих возможность различных интерпретаций. Однако сторонники этой парадигмы переоценивают рефлексивность, сознательное отношение индивидов к своим и чужим действиям и недооценивают устойчивость и стереотипность значений, которые структурируют восприятие и поступки индивидов. В повседневной жизни люди часто воспринимают ситуации взаимодействия не как открытые для различных интерпретаций, а как однозначные — «само собой разумеющиеся».

Ключевые слова: Социология
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Социологическое анкетирование
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социология тела
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
История социологии
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Социолингвистика
Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,...
Феноменологическая социология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Исторический материализм К. Маркса и проект «научного социализма»
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социологическое интервью
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социологическое воображение: теория вопроса
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Оставить комментарий