Силовая власть

***

  • Когда поздно вечером к вам подходят трое здоровенных парней и вынуждают вас отдать свои деньги, они применяют силу.
  • Когда на собрании отдела начальник, облеченный официальными полномочиями, объявляет вам выговор, он проявляет власть
  • Когда президента России, накануне отказавшегося присутствовать на захоронении останков царской семьи, академик Лихачев все-таки убеждает сделать это, он проявляет авторитет.

То, что описано выше, это три разных способа проявления одного и того же — влияния. Влияние можно описать разными словами: господство, доминирование, воздействие, лидерство, подчинение.

Независимо от формы, вида, способа влияние возможно только при том единственном условии, что один человек или группа в чем-то превосходит другого ИЛИ других. Это может быть превосходство в физических качествах или вооружении, тогда налицо влияние через силу. Это может быть превосходство в должности, социальном положении, которое закреплено конституцией, уставом, законом, традицией, тогда налицо влияние с помощью власти. Это может быть превосходство в обаянии, компетентности, нравственных качествах, популярности, и тогда мы должны говорить о влиянии через свой авторитет.

Итак, три столь разных способа влияния объединяет общая черта — превосходство одного человека над другим. Превосходство описывает определенную черту социальных отношений — неравенство. Действительно, что может быть более социальным, чем проблема равенства и неравенства. В итоге мы можем смело утверждать, что вопросы власти, понимаемой в самом широком значении этого слова, когда с властью отождествляют и силу, и авторитет, являются по своей природе глубоко социальными. Они касаются структуры всего общества. И лишь будучи взяты в одном своем аспекте — политическом, вопросы власти относятся к сфере компетенции политологии.

На будущее мы должны заметить себе, что понятие власть может употребляться в узком и широком значениях. В узком значении власть — лишь один из способов влияния, в широком — все три способа влияния.

Между тремя способами влияния существуют очень сложные взаимоотношения и переплетения. Иногда они проявляются в чистом виде, как показано выше, но это бывает редко. Гораздо чаще они выступают в комбинации. Попробуем разобраться во взаимоотношениях трех способов влияния.

Обычно понятие «сила» используется для обозначения телесного воздействия на объект, т. е. в значении физической силы. Однако есть смысл рассматривать ее и как способ психологического воздействия. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на объект или ограничить его потенциальные действия. По мнению Д. Ронга, психическое насилие — весьма распространенный способ властвования. Иногда оно приобретает институционализированные формы, например в виде ритуальных церемоний унижения, практики черной магии и колдовства, произнесения проклятий и т. д. Психическое насилие часто сопутствует насилию физическому и не может быть отнесено ни к какой другой форме власти. Сила в социологическом смысле, по мнению У. Коннолли и Р. Берштедта, означает сокращение диапазона свободы выбора для человека, сведение возможных вариантов поступка к одному-единственному.

Под силой в дальнейшем будет пониматься способность или возможность навязывать свою волю другим людям помимо их желания. В таком значении сила выступает как принудительное влияние. Но это не означает, что во всех случаях два понятия — сила и принуждение — совпадают. Сила — применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим.


Власть в виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с объектом либо путем непосредственного воздействия на его тело или психику, либо с помощью ограничения его действий.

Сила, согласно Т. Парсонсу, есть способ, но отнюдь не всегда средство, с помощью которого один воздействует на другого. Она является использованием контроля над ситуацией, но он осуществляется физическими методами. Сила в отличие от власти применяется только для наказания, а власть — для наказания и одобрения. Сила может выражаться в чисто символической демонстрации способности контролировать ситуацию. Кроме того, силовое принуждение или воздействие, опять же в отличие от власти, является однократным действием.

X. Арендт различает понятия «власть» и «насилие», рассматривая их в качестве антиподов. Насилие по своей сути инструментально, оно всегда нуждается в руководстве и оправдании теми целями, которые достигает. Власть требует не оправдания, а легитимности. Хотя власть и насилие нередко дополняют друг друга, они скорее противоположны, нежели тождественны. Там, где одна правит, другая, по мнению X. Арендт, отсутствует. Власть не может основываться на насилии; более того, насилие может разрушить власть, но никогда не способно создать ее.

Сходную точку зрения выражают также Т. Болл, Э. Гидценс, Ю. Хабермас и некоторые другие ученые. Они полагают: если сила используется лишь в качестве наказания за неповиновение, власть фактически не осуществляется, так как субъект не достигает желаемого результата в отношениях с объектом. Чаще всего применение силы означает, что все попытки добиться подчинения с помощью других методов не имели успеха-. Чем сложнее по своему социальному и политическому устройству общество, чем многоуровневей в нем взаимоотношения людей, тем реже применяется сила и больше полагаются на власть. Можно сказать даже больше: сила, остаток примитивного политического устройства, представляет угрозу сложному обществу. Использование ничем не связанной силы, по мнению Т. Болла, равнозначно саморазрушению власти.

Противоречия между США и Россией по поводу Ирака остались н прошлом: теперь главное — решить будущее этой страны, создать там легитимное правительство. Россия не занимает позицию недоброжелательного наблюдателя, злорадствующего по поводу провалов НАТО. Наоборот, стремится к дружбе и взаимопониманию.
С. Иванов, министр обороны России

Один человек способен добиться повиновения другого двумя путями, и оба основаны на силе:

  1. реальное использование силы
  2. угроза ее применения (принуждение).

Вырвать из рук кошелек с деньгами — значит реально использовать силу. Требование отдать кошелек в обмен на спасение жизни — это угроза применения силы (принуждение). Отсюда следует, что термин «сила» применим только в первом случае, если речь идет о строгой дефиниции, а ко второй ситуации приложимо другое, отличное от него, хотя во многом и похожее, понятие принуждения.

При всем сходстве силы и принуждения они отличаются по своим параметрам, возможностям, способам применения и результатам. Как справедливо заметил Д. Истон, существует огромная разница между реальным исключением человека из политической системы путем его тюремного заключения и угрозой такого заключения. В первом случае индивид может быть склонен подчиниться, а во втором, т. е. при использовании силы, он продолжает отказываться повиноваться решению властей, но вынужден с ним смириться. Смешение двух форм власти чревато преуменьшением роли принуждения в человеческих отношениях.

Используя силу, человек обращается с другим человеком или другими людьми по существу как с физическим телом. Чаще всего грубой физической силе мы повинуемся, особенно если желаем сохранить свою жизнь. Но можно ли это называть повиновением в строгом смысле? Разве физический объект, когда его передвигают на другое место, повинуется? Неопределенность применения термина «повиновение», а он, по всей видимости, является решающим в тех случаях, когда речь идет о власти как таковой, заставила некоторых ученых, в частности П. Бахраха и М. Бараца, противопоставить силу и власть либо не считать силу разновидностью применения власти.

Сила появилась раньше всех других способов влияния. Она существует и сегодня. В стаде обезьян всегда есть более крупный, физически сильный и агрессивный вожак, который устанавливает превосходство над другими благодаря своей силе. В дворовой компании подростков всегда есть лидер, часто устанавливающий свое господство благодаря силе, а не уму или знаниям. На силе основано доминирование в армии «дедов» (старослужащих) над «салагами» (новобранцами). Рэкет покоится на силе оружия и представляет собой незаконное вымогательство денег или социальных благ. Мафия представляет развитую форму рэкета, ибо она — организованная и разветвленная система отношений и действий принуждения по отношению к «чужим*. Здесь сочетаются запугивание, угроза, шантаж, убийство.

Силовое принуждение можно установить только при том единственном условии, когда другой человек угрожает самому ценному, что у вас есть, — жизни.

Ключевые слова: Власть
Источник: Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Материалы по теме
Феномен власти
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Конфликты и власть
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Виды и формы власти
Менеджмент. Учебное пособие
Лидерство, руководство, власть
Андреева И.В., Социальная психология
Психология власти
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Властолюбие
Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность
Оценка монопольной власти
Липсиц И.В., Экономика
Социальный порядок и власть
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Оставить комментарий