Школьный тест умственного развития (ШТУР)

ШКОЛЬНЫЙ тест умственного развития (версия 2.0) — ШТУР-2 — предназначен для учащихся VII-X классов (в возрасте от 12 до 16 лет). Авторами теста являются научные сотрудники Психологического института РАО К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зар-хнн, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова, А. М. Раевский [62].

При разработке этой методики использовался принцип нормативной диагностики, т. е. диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив.
Содержание теста включает 8 субтестов: «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщения», «Числовые ряды», «Пространственные представления» (2 субтеста ).

Субтесты на общую осведомленность включают в себя понятия научно-культурного и общественно-политического характера, а субтесты «Аналогии», «Классификации», «Обобщения» — основные понятия из школьного курса физики, математики, литературы, русского языка, истории, географии и биологии. Задания на пространственное мышление построены на материале геометрии и черчения.

Приведем примеры заданий ШТУР-2.
1. «Осведомленность». Направлен на выявление информированности учащихся, определяемой внешкольными воздействиями. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение, выбрав один ответ из пяти предложенных вариантов.
Начальные буквы имени и отчества называются:
а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.
2. «Осведомленность». Требуется подобрать к данному слову синоним из четырех вариантов.
Аргумент — а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
3. «Аналогии». Выявляются комбинаторные навыки, умения мыслить по аналогии. Испытуемый должен определить характер логико-функциональной связи между парой понятий, а затем к третьему слову подобрать такое, чтобы логико-функциональное отношение между ними было аналогичным использованному в паре.
Числительное : количество = глагол : ?
а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.
4. «Классификации». Определяются навыки абстрагирования, оперирования вербальными понятиями. Из пяти слов испытуемому следует найти одно, которое не подходит к остальным:
а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
5. «Обобщения». Оцениваются умения выносить суждения, обобщать. Испытуемому нужно для каждой пары слов подобрать обобщающие слова, определив, что между ними общего.
Сердце — артерия
6. «Числовые ряды». Выявляются умения находить логические закономерности построения математической информации. Для каждого ряда чисел нужно найти следующий член ряда, поняв правило его построения:
2 35689...?
7. «Пространственные представления». Исследуется пространственное воображение, комбинаторные умения. От испытуемого требуется определить, из какого сочетания частей можно собрать заданную геометрическую фигуру.
8. «Пространственные представления». Исследуется то же, что и в субтест с 7. нужно определить, какую объемную фигуру из четырех предложенных можно сделать из развертки.

Тест ШТУР-2 является групповым. Время, отводящееся на выполнение каждого субтеста, ограничено, однако тест не является скоростным, так как времени вполне достаточно для того, чтобы были выполнены все задания, если учащийся обладает необходимыми знаниями и владеет диагностируемыми мыслительными действиями и операциями. Тест состоит из двух параллельных форм (А и Б).
Психометрические характеристики теста таковы:
• эквивалентность параллельных форм по общему баллу 0,83;
• гомогенность 0,96-0,98;
• ретестовая надежность по общему баллу формы А = 0,93, формы Б = 0,90.
Коэффициенты валидности при сопоставлении с результатами теста Амтхауера 0,75, при сопоставлении со школьной успеваемостью 0,57 (форма А) и 0,54 (форма Б). Уровень значимости приведенных коэффициентов р < 0,001.

Руководство по проведению тестирования

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.
При групповом тестировании должны участвовать два специалиста. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

Перед проведением тестирования психолог объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к учащимся со следующими словами:
«Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.

Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.

Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет но нашей команде».

Время выполнение субтестов:
осведомленность (1) — 8 мин.; осведомленность (2) — 4 мин.; аналогии — 10 мин.; классификации — 7 мин.; обобщения — 8 мин.; числовые ряды — 7 мин.;
пространственные представления (1) — 5 мин.; пространственные представления (2) — 5 мин.
После прочтения вводной инструкции психолог раздает тестовые тетради и бланки для ответов и просит заполнить в бланках для ответов графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс, номер школы, где он учится. Кроме того, учащийся отмечает, какую форму теста (А или Б) он выполняет. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, психолог предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста.

Далее он спрашивает, все ли понятно и есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответах на вопросы психологу следует просто вновь зачитать соответствующее место из текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом психолог незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимания испытуемых и не создавать у них чувство напряженности).

По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, психолог решительно прерывает работу испытуемых словом «Стоп», предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту. В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы тестовой тетради и выполняют другие требования психолога.

Обработка результатов тестирования

Показатели теста подвергаются количественно-качественной обработке, при этом возможен как индивидуальный, так и групповой анализ полученных данных. Рассмотрим сначала схему количественно-качественного анализа индивидуальных результатов тестирования.
1. Обработка результатов начинается с подсчета количества правильных ответов по каждому субтесту (за исключением субтеста «Обобщения»). Например, если испытуемый в субтесте 1 правильно решил 15 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 15.

Результаты субтеста «Обобщения» оцениваются в зависимости от качества обобщения баллами — 2, 1, 0. Для обработки следует использовать специальные таблицы примерных ответов, которые входят в комплект с тестовыми тетрадями. Ответы, оцениваемые двумя баллами, приведены в таблицах достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены, можно оценить двумя баллами. Важно помнить, что два балла получают только такие ответы, в которых обобщение понятий производится по родовому признаку с указанием его видового отличия (полное обобщение).

Перечень приведенных в таблицах ответов, оцениваемых одним баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа одним баллом можно оценить и ответы, отличающиеся от приведенных в таблицах. При этом следует иметь в виду, что один балл получают ответы, представляющие собой или широкие категориальные обобщения (обобщения только по родовому признаку), или узкие, частные обобщения (указание только видового отличия). Неправильные ответы оцениваются в ноль баллов. Примеры ответов, оцениваемых в два, один и ноль баллов, приводятся в табл. 2.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста «Обобщения», равно 38.

2. Далее все показатели субтестов суммируются; так получается общий балл по тесту. Поскольку субтесты имеют разное количество заданий, то результаты их выполнения переводятся в проценты. Общий балл по тесту также следует представлять в процентном исчислении.
По замыслу тест в полном его составе принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается количество заданий, реально выполненных испытуемым. Максимальное число баллов, которое можно получить по тесту, равно 148. Этот показатель принимается за 100 %. Если учащийся получил балл по тесту, равный 74, то это говорит о том, что он выполнил тест только на 50 %. Другими словами, он приблизился к нормативу умственного развития на 50 %.

3. При анализе результатов отдельного ученика глобальные оценки умственного развития типа «лучше», «хуже», «выше», «ниже» мало что дают для понимания своеобразия его развития. Однако в качестве первого шага для получения самого общего впечатления об учащемся в ШТУР имеются условные шкалы оценок умственного развития. При этом приводятся не возрастные, а образовательно-возрастные границы. Это означает, что оценивается раздельно не умственное развитие 13-, 14-, 15-летних подростков, а развитие семиклассников, восьмиклассников, девятиклассников и десятиклассников. Ниже приводится примерная шкала оценки индивидуальных показателей по тесту. Высокое умственное развитие:
семиклассники — более 54 %;
восьмиклассники — более 65 %;
девятиклассники — более 72 %;
десятиклассники — более 80 %.
Низкое умственное развитие:
семиклассники — менее 21 %; восьмиклассники — менее 28 %; девятиклассники — менее 32 %; десятиклассники — менее 36 %.

4. Оценка умственного развития ученика относительно предложенных шкал не является в ШТУР основной, главной. Важно провести более углубленный анализ результатов для того, чтобы выяснить, какой вклад внес каждый субтест в общий балл по тесту. Другими словами, уместно проанализировать успешность выполнения разных субтестов, что позволит выявить специфику умственного развития учащегося, его индивидуальную структуру. Такая информация может быть получена, например, при сравнении:
а) результатов выполнения субтестов «Осведомленность», с одной стороны, и «Аналогии», «Классификации», «Обобщения», с другой; может быть обнаружено лучшее выполнение субтестов на осведомленность по сравнению с субтестами на выполнение логических операций и наоборот;
б) результатов выполнения субтестов «Аналогии», «Классификации», «Обобщения» между собой; может быть выявлено отставание или преимущественное развитие одних логических операций по сравнению с другими (например, хуже развито обобщение, лучше — классификации);
в) результаты выполнения вербальных субтестов, с одной стороны, и субтестов на пространственные представления, с другой; может быть выявлено преобладание пространственных показателей над вербальными и наоборот.

5. На основании результатов сравнительного анализа выполнения отдельных субтестов можно графически изобразить индивидуальную структуру умственного развития ученика. Она, например, может иметь вид, показанный на рис. 4, где на оси абсцисс обозначены номера субтестов, а на оси ординат — процент выполненных заданий.

Приведенная кривая демонстрирует неравномерность умственного развития школьника: лучше выполнялись задания, выявляющие наличие общей осведомленности, и хуже — задания, где нужно использовать мыслительные приемы, помогающие осмыслить полученную информацию, логически ее обработать. Кроме того, одинаково невысокий результат получен при выполнении заданий невербального характера (субтест 6 — числовые закономерности и субтесты 7 и 8 — пространственные представления). Среди мыслительных операций наименее сформировано обобщение понятий (субтест 5). Умения мыслить по аналогии, а также классифицировать понятия развиты примерно одинаково. Выяснение причин неравномерности умственного развития данного ученика потребует обратиться к анализу условий его жизни, методов преподавания, уровня и характера школы и т. п.

6. Поскольку ШТУР-2 построен на материале разных учебных циклов (общественно-гуманитарном, естественно-научном, физико-математическом), а также включает задания невербального характера, особый интерес представляет такой анализ, который дает возможность выявить у школьника предпочтения при работе с определенным содержанием.

Например, ученик во всех субтестах более успешно выполнял задания, построенные на физико-математическом материале, по сравнению с заданиями общественно-гуманитарного и естественно-научного циклов. Это может быть как результатом проявления определенных склонностей к данной области знаний, так и результатом предшествующей подготовки учащегося, полученной вне школы. Возможны и другие причины. Что реально за этим стоит — может показать дополнительная информация об учащемся.

Для анализа предметных предпочтений необходимо иметь сведения о том, к какому учебному циклу относится каждое задание субтестов «Аналогии», «Классификации» и «Обобщения». Такие данные для каждого субтеста сведены в специальную таблицу и прилагаются к тестовым тетрадям.

Теперь для того, чтобы выявить успешность выполнения заданий общественно-гуманитарного цикла, необходимо подсчитать число правильных ответов на соответствующие задания в субтестах «Аналогии», «Классификации», «Обобщения». Далее, просуммировав эти показатели, найти процент их выполнения к общему числу заданий этого цикла (максимальный балл для форм А и Б равен 33). Затем также по трем субтестам («Аналогии», «Классификации», «Обобщения») произвести аналогичный подсчет процентов выполнения заданий естественно-научного (максимальный балл для форм АиБ — 31)и физико-математического циклов (максимальный балл для форм А и Б — 19). Отдельно подсчитываете процент выполнения заданий на пространственные представления (объединенный показатель по двум субтестам); в этом случае максимальный балл для форм АиБ равен 10.

Несмотря на то что в субтестах «Осведомленность» и «Числовые закономерности» в основном используются знания и умения, полученные вне школьной практики, можно порекомендовать включать задания этих субтестов в определенные циклы: «Осведомленность» — в общественно-гуманитарный, «Числовые закономерности» — в физико-математический. Можно предположить, что склонность к общественно-гуманитарным дисциплинам должна обнаруживать себя не только в знаниях понятий из этого учебного цикла и в умении ими оперировать, но и в потребности извлекать информацию из других (внешкольных) источников (книг, журналов, газет, радио, телевидения и т. д.). А это, в свою очередь, формирует широкий кругозор, высокий уровень общей осведомленности. Аналогичным образом склонность к физико-математическому циклу должна обнаруживать себя в умении оперировать как понятиями из этого цикла, так и количественными отношениями (как, например, в субтесте «Числовые закономерности»). Поэтому целесообразно баллы, полученные по двум субтестам на «Осведомленность», суммировать с баллами выполнения заданий общественно-гуманитарного цикла (в этом случае максимальный балл для форм АиБ будет равен 73), а баллы, полученные по субтесту «Числовые закономерности», — с баллами физико-математического цикла (максимальный балл для форм АиБ будет уже равен 34).

Необходимо подчеркнуть, что объединять результаты субтестов «Осведомленность» с результатами выполнения заданий общественно-гуманитарного цикла, а результаты выполнения заданий физико-математического цикла с показателем «Числовых закономерностей» можно только тогда, когда в первом случае нет резких различий по выполнению субтестов «Осведомленность», с одной стороны, и субтестов «Аналогии», «Классификации» и «Обобщения», с другой, а во втором случае — между субтестами, построенными на вербальном материале, и субтестом, построенным на числовом.

7. Предложенная схема обработки результатов тестирования может быть дополнена более скрупулезным качественным анализом, в котором дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных (ошибочно выполненных) заданий.
Так, качественный анализ результатов выполнения субтестов может дать дополнительный материал следующего содержания:
а) в субтестах на осведомленность — имеются ли различия по уровню осведомленности в понятиях, относящихся к разным информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной);
б) в субтесте «Аналогии» — какие типы логических связей (вид-род, часть-целое, причина-следствие, порядок следования, ря-доположность, противоположности, функциональные отношения) наиболее и наименее отработаны;
в) в субтесте «Классификации» — выполнение каких заданий (состоящих только из конкретных понятий, только из абстрактных понятий или из смешанных понятий) вызывает наибольшие или наименьшие затруднения;
г) в субтесте «Обобщения» — какие понятия (абстрактные или конкретные) вызывают наибольшие и наименьшие затруднения; по каким признакам (видовым, родовым) проводится обобщение.
Качественный анализ субтестов, позволяющий получить информацию о недостатках умственного развития подростка, необходимо проводить в тех случаях, когда, по мнению психолога, ученик нуждается в специальных коррекционных занятиях. Это дает возможность выбрать такую тактику проведения коррекционной работы, которая в наибольшей степени будет учитывать индивидуальные особенности умственного развития школьника и потому даст наилучший результат.

Теперь рассмотрим способы количественно-качественного анализа групповых результатов тестирования.
1. При оценке групповых данных или сравнении групп испытуемых (классов) между собой по тесту в целом или по каждому субтесту могут использоваться значения среднего арифметического, медианы и моды (с учетом индивидуальных вариаций относительно центральной тенденции). Эти показатели могут быть представлены как в виде сырых баллов, так и в виде процентов выполнения. Однако при групповом анализе важно оценить результаты тестирования с точки зрения их близости к социально-психологическому нормативу. Для этого имеется разработанная схема представления результатов, заключающаяся в следующем.

Вся протестированная группа учащихся разбивается по результатам на 5 подгрупп:
1- я подгруппа — наиболее успешные (10 %);
2- я подгруппа — близкие к успешным (20 %);
3- я подгруппа — средние по успешности (40 %);
4- я подгруппа — мало успешные (20 %);
5- я подгруппа — наименее успешные (10 %).

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс располагаются номера подгрупп, по оси ординат — процент выполненных заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100 %-ное выполнение теста.

Пример. Тестирование проведено на группе в 100 человек. На основании полученных по тесту баллов выделяем первую подгруппу — 10 человек, получивших наибольшие баллы. Допустим, что средний процент выполнения теста в этой подгруппе оказался равен 85 %. Вторая иод-группа (20 человек) в среднем выполнила задания на 67 %; третья подгруппа (40 человек) — на 43 %; четвертая подгруппа (20 человек) — на 27 %; пятая подгруппа (10 человек) — на 11 %.

Находим в системе координат соответствующие точки: А — с параметрами 1 и 85; Б — с параметрами 2 и 67; В — с параметрами 3 и 43; Г — с параметрами 4 и 27; Д — с параметрами 5 и 11.

Графики могут иметь различный угол наклона относительно оси абсцисс, и зависеть это будет от того, какой существует разрыв между результатами тестирования 1-й и 5-й подгрупп. Там, где разрыв по уровню умственного развития внутри одной образовательно-возрастной группы достаточно большой, необходимо обратить на это особое внимание.

Установлено, что с возрастом, от VII к X классу разрыв в умственном развитии между 1-й и 5-й подгруппами увеличивается. Учащиеся 1-й подгруппы быстрее приближаются к социально-психологическому нормативу, в то время как учащиеся 5-й подгруппы практически остаются на том же уровне. Необходимо обратить пристальное внимание на представителей 5-й подгруппы для оказания им профессиональной помощи по коррекции умственного развития.

2. Если провести подобную обработку по отдельным субтестам, то можно, например, выявить, в каких из них группа ближе к нормативу, а в каких дальше; в каких различия между 1-й и 5-й подгруппами незначительные, а в каких являются существенными. Другими словами, можно выяснить, какие мыслительные действия и навыки у представителей одной и той же образовательно-возрастной группы сформированы примерно одинаково (хорошо или плохо), а какие — с большим разбросом. В дальнейшем следует проанализировать, в чем причины выявленных особенностей.

3. Групповой качественный анализ проводится по той же схеме, что и индивидуальный:
а) на основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их между собой можно заключить, какая из сторон умственного развития (осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления, или пространственное мышление) представлена у данной группы лучше, а какая хуже; какими мыслительными действиями группа владеет лучше, а какими хуже;

б) по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена группой лучше, а какая хуже; выявив предметные предпочтения целого класса, можно сделать предварительные выводы об эффективности работы разных учителей-предметников (насколько каждый из них сумел заинтересовать учащихся своей дисциплиной, насколько преподавание того или иного предмета оказывает положительное влияние на формирование мышления учащихся и пр.); в) каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов. 4. Групповые показатели так же, как и индивидуальные, могут анализироваться с точки зрения выполнения конкретных заданий. Например, в субтестах на осведомленность можно выявить, о чем в среднем по группе учащиеся лучше информированы — о понятиях общественно-политического характера или научно-культурного. В субтесте «Аналогии» — какие в среднем по группе логико-функциональные отношения (вид-род, причина-следствие и т. д.) отработаны лучше, а какие хуже (что типично для данной группы).

По рассмотренной схеме количественно-качественного анализа групповых показателей можно сравнивать между собой разные выборки: параллельные классы одной или разных школ; классы школ, отличающихся системой обучения; имеющих региональные различия и т. п. Кроме того, можно проследить динамику умственного развития внутри одной группы, проводя тестирование дважды, например в начале учебного года и в конце; до введения новой программы и после ее прохождения и т. п.

Итак, количественно-качественный анализ результатов ШТУР-2 дает возможность с разных сторон оценить умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить подробную схему коррекционно-психологической работы по их устранению.

Источник: 
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Темы: