Шизофрения в подростковом возрасте

Шизофрения составляет 1,84 % всей психической патологии подростков (Волошин В. М. [и др.], 2002). Риск начала заболевания шизофренией у подростков в 3—4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. На возраст 10—19 лет падают 31—32 % дебютов шизофрении. Клиническая картина шизофрении у подростков не очень сильно отличается от психопатологии этого заболевания у взрослых. Но так как возрастные отличия все же существуют, то об их особенностях будет сказано ниже.

Примерно в трети случаев заболеванию предшествует опережающий его на несколько недель или месяцев эпизод необычного, нетипичного для больного поведения — предвестник. Обычно это нелепые, неожиданные, необъяснимые поступки, галлюцинаторные или бредовые эпизоды, маниакальные или депрессивные приступы, состояния дереализации, продолжающиеся несколько дней или недель.

Начало заболевания провоцируется серьезными конфликтами со сверстниками, членами семьи, попытками насилия, неблагоприятно протекающим пубертатным кризом и т. д. Клинические проявления шизофрении у подростков подразделяются на ряд форм.

Вялотекущая форма встречается у трети подростков, заболевших шизофренией. У половины из них наблюдается неврозоподобная симптоматика. Чаще всего это различные полиморфные навязчивые симптомы (ипохондрические мысли, страхи заражения и загрязнения, воспоминания, действия, влечения). Эти явления трансформируются в рудиментарный бред. Могут быть также астенические состояния (астеноипохондрические переживания). При них легко возникают нарушения мышления даже при незначительных умственных нагрузках, расстраивается внимание и снижается психическая активность. Появляются «пустота в голове» и наплывы мыслей. Для этих состояний характерны головная боль, бессонница, повышенная утомляемость. Примерно с такой же частотой встречается дисморфомания, проявляющаяся мыслями о собственном уродстве, неприятном для окружающих. Реже отмечаются синдром анорексии (отказ от приема пищи) или синдром «философической интоксикации» (бесплодного неотвязного мудрствования, главным образом, на отвлеченные темы).

Другую половину больных этой формой составляют подростки с психопатоподобной симптоматикой. В начале заболевания эта симптоматика — болезненно утрированные черты психики подростка, т. е. повышенная аффективная возбудимость, необычное «упрямство», вызывающе протестное поведение, постоянно меняющееся настроение, разлаженность поведения, нелепые, немотивированные поступки, холодный эмоциональный фон и снижение продуктивности. Еще один вариант психопатоподобной симптоматики — резкий личностный сдвиг, «радикальный переворот» в складе личности (Местиашвили М. Г., 1968). Застенчивые, нерешительные и ранимые подростки могут стать необычайно активными, упорными в осуществлении своих односторонних своеобразных интересов. Они не идут ни на какие компромиссы, т. е. у них появляются параноические черты личности.

Может также возникнуть, особенно у мальчиков, гебоидный синдром. В форме грубейших нарушений поведения, определяемых садистическим извращением влечений. Жестокая агрессивность, бессмысленные разрушительные действия, а также немотивированные побеги возникают на фоне эмоциональной холодности и полного равнодушия к переживаниям окружающих. Эти подростки нередко даже совершают правонарушения.

Негативная симптоматика при вялом течении шизофрении у подростков незначительна по своей выраженности.

Непрерывно-прогредиентная форма (с заметным развитием стойких психических нарушений) наблюдается примерно у 70 % подростков. Она обычно начинается с неврозоподобной или психопатоподобной симптоматики, реже с паранойяльной, а затем преобладающими становятся эмоционально-волевые расстройства, снижение активности и интересов.

Реже наблюдаются остро или подостро развивающиеся параноидный или кататоно-гебефренный синдром.

Редко встречается острый полиморфный синдром, продолжающийся в течение нескольких недель. На фоне бессонницы, тревоги, растерянности, недопонимания происходящего страх чередуется с эйфорическим экстазом, плач — с агрессией. Возникают галлюцинаторные эпизоды (голоса, запахи), явления психического автоматизма (звучание собственных мыслей в голове), появляются отрывочные бредовые высказывания, сменяющие друг друга (психиатрическую больницу принимают за родильный дом, тюрьму и т. д.). Этот синдром заканчивается выздоровлением или сменяется параноидной, простой или гебефренной формой.

Течение шизофрении у подростков, как правило, непрерывно-прогредиентное или чаще приступообразно-прогредиентное (волнообразное). Однако у 30 % подростков встречается злокачественное течение, приводящее к тяжелой деградации в течение нескольких лет. В процессе заболевания во время улучшений (ремиссий) преобладает психопатоподобная, апатоабулическая, астеническая, бредовая или аутистическая симптоматика.

Б-ой В., 16 лет. Отец — 40 лет, общительный, вспыльчивый. Мать — 39 лет, мягкая по характеру, склонная к жертвенности.

Ягодичное предлежание. В 1,5 года отдали в ясли. Не мог привыкнуть в течение года к посещению детского учреждения. Часами громко кричал, не реагировал на уговоры.

Переведенный через год в детский сад, уже был спокойней, привык к коллективу. Там участвовал в пении, танцах, читал стихи. Появились друзья. В 3 года после испуга на детских праздниках стал заикаться. Лечение у невропатолога не дало результатов. Был охарактеризован как необычно чувствительный. Через полгода заикание прошло. С этого времени мать воспитывала ребенка без строгих наказаний. Был трудным по характеру. К школе был подготовлен. Общался избирательно. Имел одного друга. В начальной школе учился отлично. В 10 лет мать сообщила о предстоящем рождении ребенка. Мальчик изменился в поведении. После рождения брата относился к нему без особой любви. Его заставляли нянчить малыша. С этого времени появились упрямство, небрежность к внешнему виду, не выполнял гигиенических процедур. Был крайне эгоцентричен, капризен, черств. Обучаясь бальным танцам, достиг больших успехов, выезжал за границу. Родители потратили много сил и средств, чтобы помочь его успехам. Вся семья строила планы на его профессиональную карьеру танцовщика. В 14 лет после скандала из-за некупленных туфель бросил танцы. Никакие уговоры не изменили его решения. Сам переживал отрыв от любимого дела, был в депрессии несколько месяцев. В 10 классе учился в летней гуманитарной школе, чтобы поступить в университетский лицей. Радовался этой перспективе, однако не смог сдать экзамены, так как не приложил усилий для подготовки к ним. Переживал неудачу. Вернулся в свою школу, где работала его мать. Вскоре произошел конфликт с учительницей, которая обвинила его в нарушении логики урока. Прерывал учительницу неуместными вопросами. После предупреждения об исключении был переведен в другую школу. Приспосабливался к новому коллективу с трудом. Считал, что его терпят. Манкировал учебой, попускал уроки. Говорил, что у него нет условий дома. Мать предоставила ему возможность заниматься в школьной библиотеке. Получил выговор. Начал курить, пить пиво, что противоречило его прежним установкам на трезвый образ жизни.

Три года назад появилось подергивание головой. Несколько месяцев тому назад появились необычные «приступы» в виде подергиваний, вытягивания рук, ног, прыжков, метаний, циничной брани. Месяц тому назад перенес бронхит. Последний раз такой «приступ» был недавно. Не ходил в школу. Обычно это происходит вечером, перед сном. Ушел из дома, не желает возвращаться домой. Причину не называет. Уже целый год не называет отца папой. Называет его «этот». Шарахается в сторону при его приближении, сторонится его вещей. Отказывается считать его своим отцом. Мать называет «шлюхой», обвиняет ее в том, что она не бросит «этого». Изменил к матери отношение, хамит ей, нецензурно бранится в ее присутствии. Недоволен поведением матери. За последнее время стал еще более неопрятным, не моется. На замечания матери о грязных носках ответил: «Причем здесь это, когда голодные собаки умирают». Исключение для мытья делал только в квартире дяди, где несколько раз, уйдя из дома, ночевал.

Ключевые слова: Подростки, Шизофрения
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Шизофрения в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Шизофрения
Клиническая психиатрия
Физическое развитие подросткового возраста
Крутецкий В.А., Психология подростка
Постшизофреническая депрессия
Чуприков_А.П., Педак А.А, Линев А.Н. Шизофрения
Общение подростка со сверстниками
Александрова Ю.В., Возрастная психология
Поведение при шизофрении
Гейслер Е.В., Психиатрия
Факторы девиантного поведения подростков
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Конечные состояния при шизофрении
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Оставить комментарий