Сферы применения психологического знания

Психологические проблемы возникают практически во всех сферах научного знания. При этом решающей роли они не играют (иначе бы интересы данной сферы полностью переориентировались на психологию), но качество решения проблем во многом определяет саморазвитие целых научных областей. Психология объединяет результаты ряда областей знания, особенно тех, предметом изучения которых является человек. В этом ее валснейшая научная роль в системе всех наук. Объединение осуществляется на уровне конкретно-научного знания. Более высокий уровень обобщения, конечно лее, остается за философией.

Такая связь с другими фундаментальными науками обеспечивает развитие самой психологии через обогащение ее методами, концепциями и постановку перед ней все новых проблем для решения.

Особое значение для психологии имеет ее сотрудничество с философией, историей, социологией, педагогикой и медициной. Примеры проблем, совместно решаемых в рамках такого сотрудничества.

Конечно, сотрудничество психологии с науками не ограничивается лишь двусторонними связями. Нередко решение психологической проблемы требует тесного взаимодействия нескольких наук. Так, например, установлено, что в данной стране устремленность людей к успеху (психологический фактор) обусловлена достигнутым уровнем благосостояния (экономический фактор) и принятой системой воспитания молодого поколения (педагогический фактор).

Взаимосвязь психологии с другими науками

Наука: История - Психология современного человека как продукт развития материальной и духовной культуры. Психологические портреты известных людей различных
эпох и особенности их ситуативного поведения. Проблема личности в истории
Наука: Философия - Личностный смысл и цель жизни. Мировоззрение. Политические пристрастия. Моральные ценности. Сущность и происхождение сознания. Природа высших форм мышления
Мировоззренческий аспект взаимовлияния личности и общества. Методологические вопросы научною исследования психики. Познание человеком окружающего мира.
Наука: Социология - Методы исследования личности и взаимодействия людей. Психологические особенности национальностей и народов. Психологические аспекты политики государства в той или иной сфере. Формирование социальных установок. Психологические механизмы социализации личности (социальная адаптация, идентификация, конформность и др.)
Наука: Педагогика - Процессы передачи и усвоения знаний. Диагностика способностей. Профессиональная ориентация. Воспитание нравственных качеств личности. Создание эффективных средств обучения.
Наука: Медицина - Взаимовлияние психосоматических и соматических факторов. Психодиагностика ранних стадий заболеваний. Методы психотерапевтического лечения.

Взаимосвязь психологии с другими науками ни в коей мере не превращает ее в их «служанку». Самостоятельность психологии обеспечивается собственным предметом и объектом изучения, а также своим исследовательским аппаратом, требующим в процессе его практического использования строгого соблюдения морально-этических норм, обеспечения безопасности клиента и больших массивов статистических данных.

Взаимодействие психологии с другими науками приводит к появлению целого ряда «пограничных» научных дисциплин. Это не удивительно: научные психологические знания нужны везде, где требуется учет психологических особенностей отдельных людей и человеческих взаимоотношений. Вряд ли историк, слабо разбирающийся в вопросах психологии личности, сумеет объективно оценить роль личности в исторических зигзагах человечества. Промахи будут сопровождать работу следователя, опирающегося в своих действиях исключительно на знание Уголовного кодекса. Так появились историческая, юридическая, политическая, социальная, экономическая, этническая, медицинская, инженерная, военная психология, психология спорта, искусства, религии, семьи и брака и др.

Темы: