Сенсорная активность

Это понятие вводится в теорию ощущений, чтобы подчеркнуть не -пассивную, не - рецептивную позицию ощущающего и сложность процесса ощущения, имеющего в своем составе множественные динамические включения.

Любая человеческая активность предполагает многоплановую детерминацию, начиная от ее стимуляции и заканчивая силами ее саморазвития и саморазвертывания. Конкретная ощущающая активность одновременно является моментом непрерывного глобального процесса психической жизни, моментом совершающейся в данной ситуации адаптационной, когнитивной или регулятивной деятельности и моментом общего сенсорного «среза» названных процесса и деятельностей. В качестве общих детерминантов она имеет предысторию освоения всех когда -либо встреченных индивидом предметных источников, особенности общего стиля оформления и удержания им предметных содержаний, фактор создания индивидом источников ощущений, установку индивида на получение сенсорных впечатлений внутри ведущей для него деятельности. Последняя может совершаться ради познания, сближения с другими людьми, творчества, обладания прекрасным, переживаний счастья, самоактуализации и соответственно мотивировать ощущающую активность.

Если отвлечься от имплицитной и опосредованной детерминации, то в прямом наблюдении обнаруживается з ависимость сенсорной активности от предметных источников, действующих здесь-и-сейчас и либо внезапно вторгающихся в мир «я», либо привычно появляющихся в нем, либо специально создаваемых я -для-себя. Когда же сенсорная стимуляция ограничивается во всех эти х возможностях, то есть возникает ситуация «сенсорной депривации», ощущающая активность находит обходные пути -обретает стимульные заместители в мире грез, воспоминаний и кажимостей.

Отдаленная и ближайшая обусловленность является первой характерной чертой сенсорной активности. Вторая черта - это своеобразное течение ощущения, при котором оно принимает проникающие влияния телесно-поисковой, нервной, разнородной психической и реактивно-моторной активностей индивида. В этом сложнейшем сенсорном процессе индивид субъективно превращает «предметность» в предметное психическое содержание, где данность отдельного эмпирического свойства источника включает, например, обобщенно-образные и абстрактно-мыслительные данные.

Выделим основные психические включения в сенсорную активность:
1) образование перцептивных впечатлений о предметных структурах, содержащих источники ощущений;
2) актуализация представлений о прежних ощущениях, подобных актуальному;
3) эмоционально-оценочная активность, сообщающая сенсорике модус удовольствия-неудовольствия;
4) понятийно-логическая активность, осуществляющая категоризацию ощущения;
5) речевое обозначение испытываемого ощущения;
6) общая активность сознания, делающая все отмеченные процессы в их соотнесенности с предметом интегрированными, эффективными, устремленными к единой цели: я - проживанию дифференцированного ощущения.

Красный платок Джулии Ламберт, героини Моэма, когда он волшебно возникает на сцене пе ред изумленными зрителями в руках этой великой актрисы, приковывает взгляды как вызывающе яркое цветовое пятно на более тусклом фоне, как великолепный оттенок красного на волнующемся лоскуте шелка, как одно из лучших красных видений, испытанных зрителем в жизни, как тревожное, восхитительное и томящее цветовое впечатление, как опыт встречи с идеальной «краснотой» вещи..

Еще одной чертой сенсорной активности является двойственность ее динамики. С одной стороны, она выступает в виде спонтанного самодвижения диффузных, едва различимых чувственных состояний, с другой, улавливается, направляется и организуется сознанием. В первом случае индивида «охватывают» ощущения, во втором - он «имеет» и «знает» свои ощущения.

С. Франк приводит несколько ситуаций погружения человека в бессознательную стихию сенсорно - чувственных состояний.

Вот мы в полудреме. Неуловимое в своей прихотливости и измнчивости многообразие ощущений без остановки протекает в нас, как капли воды в текущей реке , и вместе с тем слито в одно неразрывное, непреходящее бесформенное целое.

Или мы в состоянии сильнейшего возбуждения. Мы теряем здесь типичные черты нашего обычного, нормального сознания: ощущения пространства и времени, внешнего мира, нашего «я». Вместо них - бурный вод оворот неудержимо несущегося потока чувственности.

Или - состояние бреда, когда утрачивается понимание предметного значения ощущений. Нас приковывают, мучают яркие цветовые пятна, назойливые звуки и шумы, устрашающие смутные образы, гнетут ощущения головокружения, тошноты, замирания сердца. Причем, в непосредственном проживании все эти формы чувственности взаиморастворены и наплывают тяжелой темной волной. (130)

Однако, более, чем неотделенность от стихии ощущений, человеку свойственно осознанное отношение к ним. Очевидна разная степень присутствия и влияния сознания на сенсорную активность.
1. Сознание на своей периферии нечетко, мимолетно фиксирует ощущение.
2. Сознание случайно улавливает в свой фокус сенсорное впечатление и отчетливо фиксирует его.
3 Сознание в своей предметной направленности ищет сенсорное впечатление, фиксирует его и удерживает в своем фокусе.
4. Сознание активно «работает» с ощущением, способствуя его преобразованиям, улучшению.
5. Сознание направляется на интенсивное проживание ощущения, с тем, чтобы впоследствии угаснуть при я - растворении в нем.

Осознанность ощущений является существенным признаком их я -овладения или субъектности. Другим признаком выступает действенно-практическая сторона ошушающей активности.

Действенный план процесса ощущения сложно структурирован.. Его, в частности, составляют: общее телесное напряжение в процессах сенсорного поиска и сенсо-моторного реагирования; избирательная активность органов движения, вызывающая ощущения и от вечающая на них ; динамические системы рече - движений, движений глаз, движений рук и т.д., снимающих интегральные информационные данные о среде жизни; хорошо скоординированные микро-движения многих органов, обеспечивающие сенсорное регулирование сложной предметной деятельности. Сознательно -деятельностное опосредование позволяет ощущающей активности усовершенствоваться до уровня сенсорных открытий, тонкостей сенсорного общения, исключительного чувствования другого человека и уникального самоощущения.

Сенсорная активность порождает сенсорный феномен, сенсорную данность источника, или сенсорное «знание» - явления одного порядка, относящиеся к эффектам ощущения. Аналитическая модель их эмпирических характеристик составит предмет дальнейшего рассмотрения.

Источник: 
Старовойтенко Е. Б. Современная психология / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Академический проект, 2001