Семья как система

Л. Ван Берталанфи: "Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определённая сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое".

Открытые и закрытые семейные системы. Принцип гомеостаза и принцип развития.

Семья функциональна, если у нее гибкие и простроенные внутренние и внешние границы. Выделяют два крайних типа: диссидентская семья - закрытая семья, закрыты внешние границы, тогда низкие внутренние границы. Есть ценности, кот разделяет каждый член семьи. Поэтому, возможность, на собственные границы низкая. Другой вариант - социально ориентированная семья, где все соответствует ценностям более широкой системы. Поэтому разобщенность внутри семьи, внешние границы расшатаны. Это такого рода девиз, мы как все, у нас как у всех.

Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой; это - самоорганизующаяся среда, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразованной системы лежит внутри ее самой. Жизнь любой - и семейной -системы подчинена двум законам.

Закон гомеостаза: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться. Это верно как по отношению к функциональным семьям, так и по отношению к дисфункциональным. Для дисфункциональных семей закон гомеостаза - пытается это тяжелое положение сделать стабильным.

На уровне индивидуального сознания закон гомеостаза присутствует в виде примерно таких мыслей и ощущений: перемены хуже, чем то, что есть; перемены пугают больше, чем то, что есть. В более свернутом виде закон гомеостаза звучит так: «Система в целом должна остаться без перемен».

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи — это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие, как брак, а также изменения физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития.

Впервые жизненный цикл семьи был описан исследовательской группой, которая очень много дала для понимания системных семейных закономерностей. Это группа Грегори Бейтсона.

Любую семейную систему можно описать параметрами.
1) стереотипы взаимодействия;
2) семейные правила;
3) семейные мифы;
4) границы;
5) стабилизаторы;
6) семейная история.

Стереотипы взаимодействия. В семье сообщением является любое событие (жена гремит посудой, муж хлопнул дверью). Сообщения могут быть одноуровневыми, могут быть -многоуровневыми. Звук захлопнувшейся двери - это одноуровневое сообщение, оно идет только по слуховому каналу. Если происходит, например, человеческое общение, то оно всегда двухуровневое. Первый уровень - вербальный, второй - невербальный. Сообщение является конгруэнтным, если содержания сообщений, передаваемых по двум каналам, совпадают, а неконгруэнтным, если вербальная часть сообщения противоречит невербальной. Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия. Некоторые типы взаимодействий являются патогенными (double bind). К стереотипам взаимодействия также относятся коалиции в семье (даже через поколение), аутсайдеры (признак дисфункциональности).

Семейные правила. В каждой семье существуют правила жизни, гласные и негласные. Правила бывают культурно заданными - и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи. Культурно заданные правила семейной жизни известны всем, уникальные правила известны только членам данной семьи. Правила - это распределение семейных ролей и функций, определенные места в семейной иерархии, что вообще позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо. Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Изменение семейных правил - болезненный процесс для членов семьи. В российской культуре существуют противоречивые правила о распределении ролей в семье. Не случайно борьба за власть и статус в современных российских семьях - это одна из мощнейших дисфункций. И возникает эта борьба потому, что в культуре нет внятного правила про половое неравенство.

Семейный психотерапевт должен уметь быстро определять некоторые важные правила функционирования семейной системы. Семейные правила составляют внешнюю основу семейных мифов. Правила выносятся из семьи и превращаются в ожидания.

Семейные мифы. Миф - это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы - это...». В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Знание это плохо осознается. Формируется миф примерно в течение трех поколений. Но семейному психотерапевту нужно понимать содержание мифа, потому что без этого понимания часто неясны мотивы поступков людей, которые живут в семейной системе. Например - «Мы - дружная семья». Существует некая закономерность смены мифа. И, например, миф о героях часто в следующих поколениях преобразуется в миф о спасателях. Должно быть совпадение мифов, иначе семья не состоится.

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:
1 стадия монады - добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.
2 стадия - стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.

Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие - внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет - вопрос - как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу).

Дистанция между двумя в диаде очень близкая

3-я стадия - триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов - дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка - это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4-я стадия - квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1 -го ребёнка. Синдром детронизации - младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё, а мне ничего. Здесь надо вновь договориться, кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу, справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье - отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себё, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья - реанимобиль - это функциональная модель. Семья, где есть подросток, должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

7- я стадия - пожилой диады - все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)

8- я стадия - пожилой монады - после смерти одного из супругов.

Источник: 
Монина Г.Б., Психология семьи
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.