По данным ряда исследователей (Feingold, 1994; Kling et al., 1999), мужчины демонстрируют более высокую самооценку, чем женщины.
Однако вопрос о половых различиях в самооценке нуждается в более детальном рассмотрении. Его нужно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, какие положительные и отрицательные качества находят у себя мужчины и женщины, т. е. как они представляют свой образ Я, у кого он полнее, на чем делается акцент при его описании. Во-вторых, кто — мужчины или женщины — адекватнее оценивает себя.
Образ Я. Дж. Диксон и Дж. Стрит (Dixon, Street, 1975) отмечают, что образ Я мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик уступает образу Я девочек и сопоставим с таковым тех девочек, кто моложе мальчиков на два года.
С. М. Петрова (1995) выявила, что при описании реального образа Я девушки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем юноши. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают юноши. Творческий потенциал достоверно выше в группе юношей, а духовный потенциал выше у девушек, причем это касается как описания образа Я, так и образа идеального человека вообще.
Девочки ощущают большую ценность своей личности для себя и для других, чем мальчики. Они предполагают, что способны вызывать глубокие чувства у других людей. Мальчики же испытывают отстраненность и безразличие к собственному Я, они не столь сильно заинтересованы своим внутренним миром. Вместе с тем они и в меньшей степени ожидают положительного отношения от других, но полагают, что лучше понимают себя, чем девочки.
Андреева Е. Н., 2005, с. 34.
При описании своего психологического портрета девушки, согласно данным Н. Н. Киреевой и О. К. Карпухиной (2001), значительно чаще характеризуют свою эмоциональную сферу (вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная и т. д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы (ответственный, волевой, целеустремленный, настойчивый и т. д.).
По данным В. Н. Князева (1979, 1981), при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между мужчинами и женщинами. У последних характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же более значимы объекты, связанные с их работой.
Е. А. Шумилин (1982) выявил, что юноши в качестве положительных черт личности называют чаще всего такие, как «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде». У девушек на первом месте стоят чуткость к людям, правдивость, честность, общительность.
В. Е. Каган (1989) опрашивал школьников VII-X классов. Мальчики в качестве своих положительных характеристик отметили деятельность, добросовестность, энергичность, отзывчивость, честность, а в качестве отрицательных — непривлекательность, молчаливость, замкнутость, нелюдимость. Девочки в качестве положительных своих характеристик отметили обаяние, разговорчивость, открытость, общительность, энергичность, а в качестве отрицательных — безответственность, эгоистичность, черствость, несправедливость, неискренность.
Л. В. Макеева (2002) отмечает, что у девочек в структуре самооценки наряду с внешностью значимое место занимают нравственные качества — добросовестность, честность, дружелюбие, отзывчивость. В структуре самооценки мальчиков на протяжении всего подросткового периода главным качеством является общительность.
И. И. Вартанова с соавторами (2007) показали, что девочки младшего школьного возраста (учащиеся III класса) оценивают себя через привлекательные индивидуально-психологические качества, ориентируясь на положительного героя, а мальчики — с ориентацией на отрицательного героя: на кого не хотят быть похожими.
По данным А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001), в самоописаниях женщины представляют себя через импульсивно-капризное «хочу» и «не могу», что соответствует женскому варианту инфантильного типа личности — капризного существа с приоритетом желаний и эмоций либо растерявшегося и беспомощного, нуждающегося в поддержке. Мужчины в видении себя больше ориентируются на «объективные» критерии: стремление следовать установленным социальным нормам, деятельностная вовлеченность, ориентация на успех.
У мужчин основанием для позитивной самооценки являются такие качества, как психическая уравновешенность, адаптированность, способность к самоконтролю, социабельность, моральность. У женщин позитивная самооценка связана не столько с наличием социально желательных черт, сколько с отношением к себе в целом.
Женщины, стремящиеся к социальному успеху, высоко оценивают свои деловые качества: практичность, организованность, предприимчивость, предусмотрительность, а мужчины — качества, необходимы общественному деятелю: интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние (Кубышкина М. Л., 1997).
Отношение к похвале. Н. Н. Обозов отмечает, что существуют различия между полами в отношении к похвале и вознаграждению. Женщина испытывает потребность в том, чтобы ее работа была отмечена окружающими. Поэтому домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании, невнимания членов семьи и недооценки их труда (Кедам А., Эббер И., 1985).
Мужчина тоже любит похвалы за свой труд, но в то же время если он уверен, что выполнил работу хорошо, то высокое мнение о себе он будет иметь даже в том случае, если его работа не будет признана другими. Следовательно, мужчины более независимы в самооценках от мнения окружающих.
Адекватность самооценок. По поводу того, кто адекватнее оценивает себя — мужчины или женщины, исследователи не пришли к согласию. О. М. Мороз (1976) выявил, что юноши 16-17 лет дают в большинстве случаев завышенные самооценки; девушки оценивают себя либо адекватно, либо обнаруживают неадекватно заниженную самооценку. Однако Л. В. Ситников (2001) нашел, что по всем компонентам структуры Я-образа младшие мальчики более самокритичны, чем девочки, и отражают у себя больше негативных характеристик и меньше положительных.
Н. Н. Обозов (1995) считает, что мужчинам присуща объективность при оценке восприятия мира, в то время как для женщин характерны субъективность и впечатлительность, поскольку они больше ориентированы на свое состояние, настроение.
Об этом же говорят и данные исследования И. В. Тельнюк (1999): мальчики дошкольного возраста более критично оценивают результаты своей деятельности, у девочек же преобладает эмоциональная оценка своих результатов. Е. А. Шумилин (1982), однако, не обнаружил различий в склонности к самокритике между юношами и девушками.
Т. В. Архиреева (2007) указывает, что критическое отношение к себе у мальчиков базируется на их успеваемости и отношениях с учителем, у девочек — на отношениях с матерью и в меньшей степени — на успеваемости.
Самооценка личности. Исходя из данных, представленных в статье 3. Н. Лукьяновой (1989), можно сделать вывод, что студенты мужского пола при оценке себя как личности дают более диаметральные оценки, чем студенты-женщины: у первых больше как высоких, так и низких самооценок (табл. 10.3).
По данным Н. Герасимовой (1998), самооценки мужчин в возрасте 20-25 лет более высокие, чем у женщин того же возраста.
В работе Т. Н. Курбатовой и Я. В. Куус (2001) вьивлено, что русские женщины выше, чем мужчины, оценили у себя выраженность таких особенностей личности, как самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самоприня-тие, самопривязанность. По другим характеристикам (закрытость, саморуковод-ство, самообвинение, внутренняя конфликтность) половые различия были весьма незначительными.
Несколько иные данные получены при опросе народов Севера. У женщин более высокие самооценки, чем у мужчин, были только в отношении самоценности, самопринятия и внутренней конфликтности; у мужчин самооценки были более высокими, чем у женщин, в отношении закрытости, самоуверенности, саморуко-водства, отраженного самоотношения. Таким образом, этнос вносит коррективы в самоотношение и самооценки.
Самооценка внешности. К. Муса и М. Роуч (Musa, Roach, 1973) провели исследование, в котором старшеклассники должны были сравнить свою внешность с внешностью сверстников. Выяснилось, что юноши на 10% чаще, чем девушки, оценивали свою внешность выше, чем внешность сверстников, а девушки несколько чаще, чем юноши, оценивали свою внешность ниже, чем внешность сверстников. Юноши в целом были больше удовлетворены своей внешностью, чем девушки.
В. Л. Ситников (2001) также показал, что мальчики оценивают свои телесные характеристики существенно выше, чем девочки, и придают своему физическому Я большое значение, не меньшее, чем девочки.
Е. В. Боченкова (2000), использовав опросник «Самоописание физического развития», выявила, что самооценка юношей носит завышенный, нереалистичный характер. Они по девяти исследуемым признакам более высоко оценили себя по сравнению с девушками, что, как полагает автор, не соответствует реальной картине. Девушки выше оценили свой внешний вид и дали более высокую общую самооценку.
Большая разноречивость получаемых данных, вероятно, зависит от используемой методики, от оцениваемых качеств, от возраста испытуемых
Самооценка возраста. Т. Ю. Филимоненко (1999) показала, что достоверные среднегрупповые отличия в переживании своего возраста мужчинами и женщинами отсутствуют. В то же время мужчины по всем показателям продемонстрировали более высокие отклонения субъективного возраста от паспортного, чем женщины. Перечни психологических факторов, влияющих на самооценку субъективного возраста, в мужской и женской выборках существенно расходятся и отражают специфику самовосприятия, обусловленную половой принадлежностью.
Для мужчин факторами, повышающими субъективный возраст, являются психологическая фиксированность на внутреннем мире в ущерб внешнему, а также недостаточное развитие словесно-логического компонента в структуре общего интеллекта. Для женщин такими факторами являются преимущественно отрицательные психофизиологические состояния.
Самооценка профессионализма. С. А. Гаранин (1993) изучил этот вопрос на учителях физической культуры. Волевые качества и уровень своих физических кондиций, эрудированность, логическое мышление, быстрое схватывание сути дела, концентрацию внимания, находчивость и уверенность, принципиальность, а также педагогическую направленность выше оценивают мужчины, уровень сформированности у себя умений, распределение и переключение внимания, память на лица, эмоциональность речи, правдивость, требовательность к себе и другим — выше оценивают женщины. Женщины выше оценивают и свои успехи в работе.
Самоуважение. У девочек 6-7 лет, по данным Я. И. Михайловой (2001), общая высокая самооценка встречается чаще, чем у мальчиков того же возраста (соответственно 73 и 50%). Однако позже эти соотношения могут меняться. Как отмечает Г. Крейг (2000), многие девочки выходят из отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. Когда у девочек 15-16 лет возникают проблемы с учебой, они чаще склонны обвинять себя, тогда как мальчики объяснили бы неудачу «ненужностью» предмета. Такое снижение самоуважения, отмечаемое у трети девушек, имеется и у юношей, но оно выражено меньше.
По данным М. К. Омаровой (2002), у юношей выше самооценки по шкалам «интегральное самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия». Более высокие самооценки по шкале «аутосимпатия» у мужчин выявлены и Ю. Е. Кочиевой и О. А. Шабалиной (2000). Небольшое, но статистически значимое различие обнаружено в самоуважении в пользу мужчин (Kling et al., 1999). При этом мужчины добиваются самоуважения, занимая активную жизненную позицию, а женщины — ориентируясь на групповые (социальные) ценности. Аналогичные данные получены А. Л. Лебедевой (2009) и А. Н. Фиц (2008). Последним исследователем выявлены статистически достоверные различия между девушками и юношами по показателям самоуважения и самопринятия. Юноши в большей степени, чем девушки, ценят свои достоинства и принимают себя такими, какие они есть.