Самообразование

Между первым интересом к науке и возникновением желания самому совершить научное открытие лежит огромная дистанция, которую подавляющая масса живущих на Земле людей преодолеть не в силах. Множество людей до и после А.Л. Чижевского смотрело в телескоп и... осталось астрономами-любителями, так и не сделав решающего шага. Еще большее число людей совершало и совершает экскурсии в подводный мир, но мало кто стал пытливым исследователем подобно Жаку Иву Кусто. Огромная армия любителей подводного плавания просто наслаждается увиденным.

Задумавшись над причинами, препятствующими или способствующими становлению творческой личности, А.Ф. Сайфутдинов разработал динамическую модель развития личности, включающую пять этапов. Первый и основной барьер между подлинно творческим, устойчивым интересом и обычным любопытством — увлечением, или хобби,— пролегает на завершающих стадиях этого процесса, когда у человека благодаря упорному труду по освоению новых знаний формируется твердая установка на познание мира. Анализ творческих биографий показывает, что есть три пути освоения новых знаний — самообразование, работа в коллективе единомышленников и под руководством учителя, которые одновременно являются основными путями формирования главного вектора творческого поиска.

Установка на самообразование формируется в экстремальных жизненных условиях: нет денег на оплату обучения в школе, тяжелый недуг не позволяет ее посещать, недовольство качеством школьного обучения вынуждает подростка или его родителей прибегнуть к самообразованию.

    Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.
    И.В.Гете

В юности К.Э. Циолковскому пришлось выдержать жестокий жизненный экзамен: возникшая после болезни глухота поставила почти неодолимые барьеры на пути к знаниям. Он не мог нормально общаться со сверстниками, учиться в школе как все. За всю жизнь у него не было ни одного учителя. Всем, чего достиг этот выдающийся человек, он был обязан самообразованию, т.е. самостоятельному освоению новых знаний по книгам.

Самообразование как особая педагогическая техника имеет свои плюсы и минусы. Отсутствие учителя может привести к тому, что у человека не сформируется систематического свода знаний по всем наукам, будут упущены какие-то важные разделы или дисциплины, не поняты фундаментальные категории в силу их трудности для самостоятельного освоения. Одинаково хорошо изучить историю, язык, физику, химию, математику, геометрию и другие науки даже под присмотром родителей крайне сложно. Обязательно возникнут пробелы, которые в будущем наверстать будет сложно.

Как известно, маленькие дети задают множество вопросов, на которые у взрослых не всегда находится адекватный ответ. Адекватный с точки зрения детского мышления, поскольку самим взрослым их суждения кажутся вполне убедительными. Маленькие почемучки с возрастом чаще всего превращаются в скучных морализаторов, которых ничего уже не удивляет в этом мире, у них на все есть готовый ответ и они чаще советуют, чем задают вопросы.

Необычная метаморфоза — это общесоциальная закономерность взросления. Ее можно даже считать культурной универсалией социализации, присущей всем историческим эпохам и всем народам. Мир теряет свою таинственность по мере того как круг наших знаний расширяется. Хотя логика развития познания свидетельствует как раз об обратном процессе: по мере того, как человек больше узнает, область его соприкосновения с незнакомым расширяется. Сократ удивлялся тому, как с возрастом у него все меньше готовых ответов, он все больше задает вопросов и все меньше знает об устройстве мира.

В результате мы приходим к выводу о том, что указанная выше универсальная закономерность социализации на самом деле таит в себе противоречие. Она не согласуется с нормальным ходом человеческого познания, с его внутренней логикой. Согласно мнению А. Пуанкаре, глубоко занимавшегося вопросами познания, чем больше мы познаем явлений, тем больше расширяется круг еще непознанных явлений. Ученый подобен бегуну, который стремится к краю круга, но тот отодвигается от него в соответствии с тем, как он все больше приближается к нему. В результате совокупность познанных явлений априори должна быть меньше множества непознанных.

    От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
    М. Монтень

Поскольку наука продвигается вперед пропорционально сумме добытых знаний, то она сама готовит себе фронт работ, т.е. открывает все новые явления, подлежащие изучению. Суть самопорождающего эффекта научного знания заключается в том, что новые явления могут создаваться вовсе не жизнью, а самой наукой, расширением наших знаний, возникновением новых теорий и проведением новых явлений. Таким образом, непознанное растет благодаря нескольким параллельно идущим процессам. И это объективная логика развития человеческого общества. В таком случае прав Сократ и не правы те, кто полагает, что с возрастом они больше знают, а потому удивляться окружающему миру не стоит.

Думать вопреки объективной логике человека учит, по всей видимости, его самомнение, т.е. личная, чаще всего очень приблизительная и неправильная, оценка свершенных достижений, накопленного жизненного опыта и знаний. Как правило, она пропорциональна социальному статусу: чем выше положение человека в обществе, тем большую важность он на себя напускает, чаще поучает, меньше считается с мнением окружающих, чаще повелевает, чем подчиняется.

Превращение маленьких почемучек, для которых задавать шокирующие взрослых вопросы является делом естественным и со временем преходящим, во взрослых ученых-фанатов, поставивших поиск истины превыше наслаждения жизнью, происходит при определенных условиях. Если почемучкой в определенном возрасте являемся все мы, то ученых из нас вырастает не более 5%. Маленький ребенок, с удивлением открывающий для себя огромный мир, адресует свой вопрос не себе, не книгам, а маме с папой, которые тут же дадут нужный ответ.

На самом деле это не познавательные вопросы, а вопросы-просьбы о помощи. Малыш столкнулся с препятствием, на этот раз не физическим, а совсем другого рода, преодолеть которое самостоятельно он не может, а потому просит взрослых помочь ему. Со временем он будет задавать все меньше и меньше вопросов, поскольку большинство знаний об окружающем мире, прежде всего социальном, взрослые постараются не просто предоставить, а «вдолбить». Каждый шаг сопровождается предостережениями, поучениями, советами, приказами. Ребенок получает готовые знания, не успев их осмыслить, а тем более удивиться им: а почему это нельзя и так поступать не следует.

    Образование гибельно для всякого, кто имеет задатки художника. Образование следует оставить чиновникам, и даже их оно склоняет к пьянству.
    Джордж Мур

Взрослые очень рано формируют из непосед и почемучек свое скучное подобие. Окруженные няньками, воспитателями, надзирателями, гувернерами маленькие дети рано становятся маленькими ми взрослыми. На картинах классиков XVII—XIX вв. маленькие дети и одеждой, и личиком часто похожи на взрослых. Они отличались лишь размерами. И детства как самостоятельной культурной категории вплоть до ХХ в. по существу не было. Особенно сильно нуждались в самостоятельности дети высших классов. Окруженные частоколом норм, запретов, повелений, составляющих особый этикет поведения, они не видели до 20 лет реального мира, воспитывались в искусственной нише.

Напротив, выходцы из рабочих и крестьян, оставленные занятыми на работе взрослыми на произвол судьбы, формировались самостоятельными, хотя и неорганизованными с точки зрения светского этикета личностями. Им не давали готовых знаний, часто до всего они доходили своим умом или умом своих сверстников, совершая множество ошибок, пропуская в образовании что-то очень важное. Если проанализировать биографии выдающихся ученых, то многие вышли из социальных низов. Именно здесь маленькие почемучки вырастали во взрослых естествоиспытателей и ученых, задающих бесконечные вопросы не окружающим людям, а самой природе. Циолковский сталкивался со множеством непонятного, а помочь было некому. Приходилось самостоятельно докапываться до истины, отвечать на многочисленные «почему?», «как?», доказывать теоремы и осмысливать законы, проводить физические и химические опыты, истолковывать их результаты, перепроверяя свои выводы по другим фактам и книгам, сопоставляя с ранее накопленными знаниями. Вспоминая об этих годах, он писал: «Меня страшно занимали "разные вопросы", и я старался сейчас же применить приобретенные знания к решению этих вопросов». Постепенно такой режим работы вошел в привычку, и он часто брался сам выводить какую-либо теорему или формулу физического закона. Не всегда удавалось, но бывали и успехи. Позже он вспоминал: «17-ти лет, по книгам, я уже прошел курс дифференциального и интегрального исчисления и решал задачи по аналитической механике, не имея о ней никакого понятия. И решал, как потом оказалось, верно». Открывая новые знания, он все ближе подходил к переднему краю науки и техники. Так, в 24 года он сумел открыть основы кинетической теории газов, незадолго до этого уже предложенной немецким физиком Л. Больцманом, с работами которого он не был знаком. Известный писатель С. Лем в детстве «изобрел» дифференциальную передачу. Придумал самолет с огромной линзой, фокусирующей солнечные лучи на паровом котле, и с паровыми турбинами, вращающими винты. Подобных примеров в творческих биографиях великое множество.

    В ожидании нового учебного года исследовательский холдинг ROMIR Monitoring спросил мнение россиян о современной российской школе. В опросе приняли участие 1450 пользователей Интернета от 18 лет и старше. Мнение москвичей несколько отличалось от общероссийских показателей. Например, столичные жители реже, чем жители остальных регионов, называли низкую зарплату и плохое материальное обеспечение школ в качестве самых острых проблем современного среднего образования. Видимо, сказался эффект «сытой» столичной жизни. При этом претензий к уровню образования у москвичей больше: их чаще, чем других россиян, не устраивает качество обучения и нравственного воспитания детей в школе, а также профессиональный уровень учителей и их нехватка. Москвичи более уверены в превосходстве советской школы над нынешней. Зато в том, что лучшее образование можно получить в государственных школах «с уклоном» — например, языковым, — столица и провинция оказались почти единодушны.

    Характерно, что расслоение во мнениях пошло не только по возрастному, но и по половому признаку. Женщины оказались более склонны доверять «спецшколам», а мужчины—частным учебным заведениям. В государственные школы с математическим, языковым или другим уклоном верят люди после 45 лет, тогда как молодежь до 24 лет предпочитает частные школы. Вообще, молодые люди, которые сами недавно были учениками и хранят свежие воспоминания о школьных буднях, гораздо чаще говорят о бедности системы среднего образования — низких зарплатах учителей, нехватке денег на ремонт, нехватке самих преподавателей. Те, кто успел школу основательно подзабыть — люди старше 45, — чаще обращают внимание на низкую квалификацию педагогов и качество образования вообще.
    Известия науки. 2005. 26 авг.

Циолковский использовал самообразование по суровой жизненной необходимости, но история науки и техники знает множество других великих самоучек, добившихся выдающихся результатов: М.В. Ломоносов, И.П. Кулибин, М. Фарадей, Т. Эдисон, О. Хэвисайд, П.Н. Яблочков, И.И. Сикорский.

Самообразование — широкая социальная категория. Она не сводится к одной из форм получения знания, дополняющего обычное школьное. «Мои университеты» М. Горького — это описание особого вида самообразования человека, лишенного возможности посещать школу. Местом обучения для десятков миллионов детей, особенно в странах третьего мира, выступает улица, подворотня, подвал, чердак. Они сами образовывают себя. Их учителями выступают сверстники — главные социализаторы для детей из низших классов.

Таким образом, самообразование может быть разделено как минимум на два вида:

  • воспроизводящее уже известные знания;
  • порождающее новое знание.

В первом случае человек просто усваивает из книг или получает от живых носителей знания ту информацию, которой ему не достает. Во втором случае он не только усваивает готовое, но открывает новое — на первых этапах новое только для него самого. Самостоятельное открытие того, что сделано другими (теорий, фактов, идей), но этому индивиду неизвестно, носит название «открытие Америки». Будущие великие ученые и мыслители уже в юности десятками и тысячами открывали свои Америки, развивая особую способность изобретать новое знание. Стремление найти ответ на возникший в юности вопрос, например о том, можно ли преодолеть притяжение Земли, определяет все последующее творчество великого ученого.

Образование стоит денег. Невежество — тоже.
Клаус Мозер

«При "открывательском" самообразовании развиваются самостоятельность и независимость мышления, — пишет А.Ф. Сайфутдинов, — стойкость в преодолении возникающих трудностей. Возникает значительно больше вопросов, чем при обычном обучении, для ответа на которые приходится серьезно углубляться в самую суть изучаемого, — формируется ценнейшая творческая черта! Приходится сопоставлять ранее полученные знания с новыми, максимально использовать их для ответа на новые вопросы, так как другой "точки опоры" нет: формируется еще одна ценнейшая творческая черта — умение использовать свои знания на практике. Наконец, ничто не усваивается так хорошо, как добытое собственным трудом».

Ключевые слова: Образование
Источник: Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Материалы по теме
Образование и бизнес
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Содержание профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Образование как социальный феномен
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Общее понятие о системе образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Государственная политика в области образования
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Швейцария: элитное высшее образование
...
Социально-педагогическая поддержка
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Технологии и методики профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий