Роль психологии в деятельности фондовой биржи

Один из парадоксов работы биржи состоит в том, что всегда найдутся новички, готовые, ни минуты не сомневаясь, инвестировать все годами нажитые деньги сразу, в акции одной лишь фирмы, о которой практически ничего не знают. Их идея заключается в том, что, если деньги вложены (не важно куда), они должны работать и приносить прибыль.

Другая подмеченная особенность: люди инвестируют не тогда, когда существует подходящий момент, а тогда, когда у них есть свободные деньги.

Вообще для обывателя идея инвестирования зачастую формулируется просто: «Не нужно усиленно работать. Лучше достать где-то деньги, инвестировать их, а после просто ждать. Прибыль получится сама собой — ведь кому-то достались эти деньги, значит, тот кто-то должен работать».

Трейдинг — это деятельность, основанная на постоянстве, сохранении капитала и получении прибыли. Это длительная игра. Успешные инвесторы постепенно набирают позиции, постепенно закрывают их. Все зависит от ситуации. Они никогда не бросают все средства на одну позицию, а всегда прежде тестируют рынок.

Надо дать себе достаточно времени, чтобы развиться как специалист в трейдинге. Но для этого нужно суметь сохранить капитал, пройдя через период потерь в обучении. Здесь работает принцип: чем дольше вы остаетесь на рынке и гипотетически делаете меньше ошибок, тем больше у вас шансов на прибыль.

Элдер отметил, что первоочередная задача — не потерять капитал и продержаться много лет. Это сложно оттого, что, однажды достигнув цель, вы ставите вторую, которая, как правило, идентична первой — сделать больше денег.

Вторая задача — постепенно приумножать капитал, и третья — заработать высокую прибыль. Большинство ставит третью задачу на первое место, не подозревая о существовании первой и второй.

Для начинающих инвесторов полезно помнить правило, которое приводит в своей книге Марсель Линк (Link). Представьте себя въезжающим на своей машине на гоночную трассу. Как вы оцениваете свои шансы против профессиональных водителей на болидах «Формулы 1»? Так же и в трейдинге: вы играете против профессионалов из больших фирм с серьезной материальной поддержкой и ресурсами. Кстати, они почти не платят комиссионных.

Что движет рынок вперед, так это «теория самого большого дурака»: «Всегда найдется кто-то, кто купит мои акции дороже, чем купил их я. Это как в жизни — я всегда могу назвать людей глупее меня». Инвесторы могут в любой момент найти оправдание тому, что рынок пойдет еще выше. Например, перед падением рынка в США в 1987 году инвесторы объясняли рост влиянием зарубежных инвестиций. Иными словами, был реальный рост, многие не могли его объяснить, и тогда они принимались искать причины и находили их.

А вот что движет рынок вниз: акции уже слишком часто «расстраивали» инвесторов, поэтому их «терпению приходит конец» и позиции удаляются из портфелей. Рассуждения типичного инвестора таковы: «Акции пойдут вниз. После меня и дураки поймут, что эта акция ничего не стоит».

Итак, сформулируем основные принципы работы биржи.

  • Большинство инвесторов хотят не допускать ошибок, желая показать другим, что они успешны.
  • Большинство инвесторов переоценивают свои прогностические способности относительно движения цен (особенно после череды успешных сделок), что заводит их в очень рискованные ситуации, где они теряют деньги.
  • Большинству инвесторов нужно контролировать ситуацию. Когда же они видят, что неспособны это делать, то становятся раздраженными и начинают паниковать. Следовательно, они утрачивают способность мыслить рационально и, соответственно, теряют деньги.
  • Большинство инвесторов после череды потерь непременно попытаются отыграться и «спустят» все окончательно.
  • Инвесторы преувеличивают возможность выигрыша для себя, преуменьшая опасность потери.
  • Инвесторы и в будущем продолжат делать те же ошибки.
  •  Биржа «хочет», чтобы вы начали действовать, не до конца понимая технологию игры.
  •  Большинство инвесторов покупают акции компаний, в которые верят, не рассматривая, переоценены или недооценены они в данный момент.
  • Биржа спроектирована таким образом, чтобы одобрить покупку акций скорее, чем продажу. Кэссиди (Cassidy) ссылается на исследование, проведенное американской Комиссией по ценным бумагам и биржам, которое показало, что число рекомендаций «купить» в 46 раз превосходит число рекомендаций «продать». Это происходит, в частности, из-за постоянного конфликта между отделами продаж и аналитическими отделами брокерских фирм.

Исследования на Нью-Йоркской фондовой бирже показали, что общественное мнение о бирже меняется в зависимости от цен на акции. Когда те растут, биржевики популярны. Когда цены падают, публика приравнивает биржевиков к продавцам наркотиков на улицах.

Кроме того, инвесторы склонны преувеличивать точность оценок финансовых аналитиков. Это как врачи, которые на 80—90% уверены в правильности собственного диагноза, а на самом деле он оказывается точным только на 60%. Исследование Дремана доказывает, что доля ошибок аналитиков за 25 лет (с 1973 по 1997 год) составляет около 44%, а доля ошибок непрофессионалов в отношении прогнозов движения рынка — 50—60%. По статистике журнала «Fortune», за десятилетний период только один из четырех менеджеров «побивает» индекс; прибыль, которую приносят 70% управляющих, меньше индекса за любой год.

Человеческая натура стремится максимизировать не прибыль, а возможность получения прибыли. Такое стремление увеличивать число выигрышных позиций вместо концентрации на сумме зачастую мешает многим.

Если думать о трейдинге как об игре, в которой ошибкой является неследование правилам игры, то трейдинг станет намного проще. Старайтесь не делать ничего до тех пор, пока не будете знать, что вы точно делаете. Цель здесь не число, а именно качество сделок. Начав понимать, что нужно делать, для того чтобы не терять деньги, вы начинаете учиться побеждать.

Источник: 
Мухортов В. В. Психология инвестирования. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2005. — 192 с.: ил.
Материалы по теме
«Психологические ловушки» на бирже
Мухортов В. В. Психология инвестирования. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2005. — 192 с.: ил....
История отечественной психологии личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Принципы и методы исследования в детской клинической психологии
...
Товарные биржи
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Социальная психология в системе наук
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Психологическая составляющая современной инвестиционной деятельности
Мухортов В. В. Психология инвестирования. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2005. — 192 с.: ил....
Операционный механизм фондовой биржи
Общая теория денег и кредита
Методология социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Оставить комментарий