Резюме бизнес-плана

Бизнес-план достаточно большой документ и знакомить сразу инвесторов и кредиторов с ним полностью нецелесообразно — у потенциальных партнеров (потребителей документа) сразу, скорее всего, просто не найдется времени на полное ознакомление с ним. Поэтому в начале бизнес-плана находятся разделы, в которых кратко аккумулируется основная информация. К ним относятся:
• аннотация — документ не более чем на одну страницу, в котором представлены основные целевые установки;
• резюме — документ, представляемый совместно с аннотацией. Резюме — это раздел, с которого начинается содержательная часть инвестиционного бизнес-проекта. Пишется резюме после того, как составлен весь бизнес-план, так как оно должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам (в том числе и акционерам) на два главных вопроса: что они получат при успешной реализации данного плана и каков риск потери ими денег? Данный раздел должен представлять собой рекламу проекта. В нем должны быть кратко и убедительно изложены его основные положения: чем будет заниматься организация, сколько средств необходимо вложить, ожидаемый спрос на продукцию, в чем гарантии успеха.

Обычно потенциально заинтересованные лица начинают знакомство с проектом именно с резюме. В связи с этим при написании резюме должны быть выполнены следующие условия:
1) резюме должно содержать ответы на следующие вопросы:
— в чем состоит общая концепция бизнеса,
— какую выгоду получит потенциальный инвестор,
— с какими рисками столкнется инвестор;
2) текст резюме не должен превышать двух — четырех страниц;
3) стиль и язык изложения должны быть понятны любому потребителю проекта.

На последний пункт необходимо обратить большое внимание, поскольку качественное изложение материала в данном разделе бизнес-плана помогает настроить инвестора на будущую работу с проектом. Информация должна быть проста для восприятия и не перегружена специальными терминами. Однако необходимо учитывать, что чрезмерная простота может вызвать сомнение в вашей компетенции и качественной эффективности предлагаемого проекта. Язык резюме должен быть деловым и направленным на то, чтобы стимулировать инвестора к участию в проекте. Такие стиль и язык изложения подразумевают использование общеизвестных терминов.

В резюме должны быть освещены следующие моменты:
1) что и кто предлагает для бизнеса, где и как это будет производиться;
2) основные потребители;
3) цели предлагаемого бизнеса;
4) цели составления бизнес-плана;
5) основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития;
6) необходимые инвестиции, их целесообразность и условия инвестирования, риск инвестирования;
7) основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя.

Исходя из утвержденных форм бизнес-планов (приложение 2) основными элементами, требующими освещения в резюме, являются:
1) сущность предполагаемого проекта и место его реализации;
2) эффективность реализации проекта;
3) общая стоимость проекта;
4) необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы;
5) срок окупаемости проекта;
6) финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, ежегодные суммы налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет на ближайшие три года);
7) предполагаемая форма и условия участия инвестора (кредитора);
8) гарантии возврата инвестиций (кредитных ресурсов);
9) сопутствующие эффекты (социальные, экологические) от реализации проекта.

Кроме того, для большей убедительности в резюме можно разместить схему, рисунок или фотографию потенциального продукта.

Как составная часть бизнес-плана резюме играет чрезвычайно важную роль, ведь изначально именно по нему инвесторы и кредиторы составляют свое мнение относительно эффективности проекта и целесообразности вложения в него средств.

Источник: 
Сборник бизнес-планов реальных организаций: практ. пособие / Ред. Ю. Н. Лапыгина, 2009