На протяжении веков религия доказывала свою жизненную силу. Свидетельством тому и наша история. Несмотря на все преследования и тоталитарный атеизм, она выжила. Даже в самые тяжелые для религии годы ее принципы и мораль оказывали влияние на сознание и поведение людей.
Религия имеет прямые связи с политикой и правом. Ей всегда принадлежала существенная роль в жизни общества. Область международных отношений нередко привлекала особое внимание Церкви. В теократических государствах Древнего Востока религия, политика, право были связаны воедино. В Европе вершины своего влияния религия достигла в период Средневековья, с упрочением господства теологической концепции. Император и короли получали корону из рук главы католической церкви. За это они обязывались силой оружия распространять христианство. Католическая церковь была вдохновительницей крестовых походов. Папа выступал арбитром в спорах между монархами. Заключение одних договоров поощрялось, на пути других ставились препятствия. Договоры скреплялись религиозной клятвой. Папы могли отпускать грехи за нарушение такой клятвы.
Церковь пыталась ограничить бедствия, причинявшиеся частными войнами, т.е. вооруженными конфликтами между феодалами. Были установлены «божье перемирие» (запрещение военных действий в определенные дни недели) и «божий мир» (неприкосновенность служителей церкви и некоторых других лиц).
В Новое время влияние религии падает, и тем не менее она остается важным инструментом внешней политики государств1. Великие державы — участницы Священного союза 1815 г. выразили решимость в международных отношениях руководствоваться прежде всего заповедями святой веры. Особенно активно религиозная аргументация была использована в свое время для обоснования антисоветской политики.
Нельзя в связи с этим не заметить, что политика отказа от сотрудничества и соглашений противоречит не только международному праву, но и христианским канонам. Это не раз подчеркивалось и церковными деятелями.
На протяжении веков богословы вели дискуссии о возможности соглашений с иноверцами. «Отец международного права» Г. Гроций еще в XVII в. ответил на него положительно. В его труде нашла выражение идея международного сообщества и всеобщего международного права. Опираясь на Библию, Гроций доказывал, что различия в политике и вере не препятствуют существованию единого международного права. Однако это положение не нашло отражения в политике европейских государств, которые в нарушение христианских канонов в XVIII—XIX вв. создали дискриминационную в отношении других народов концепцию международного права христианских государств.
Взаимодействие между религией и международным правом существовало на протяжении всей истории. До появления международного права религия представляла собой важный нормативный фактор в международных отношениях. Естественно, что в процессе своего становления международное право не могло не опираться на религию, оно заимствовало ее принципы и нормы, включая идею мира: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Однако политика служителей Церкви далеко не всегда соответствовала проповедуемым принципам. Достаточно вспомнить об инициированных ею «крестовых походах» в целях завоевания Востока, а также многочисленные «джихады» (священные войны мусульман). Сама идея международного права в значительной мере возникла как своеобразная реакция на неспособность религии обеспечить мирные международные отношения, на ее роль в инициировании религиозных войн. К сожалению, до сих пор различные религии не могут найти общего языка и наладить сотрудничество во имя всеобщего мира. Невольно приходят на ум слова героя романа Достоевского «Бесы» Шатова: «У каждого народа свой бог, других он исключает».
Религия и религиозные организации оказывают существенное влияние на политику и право также и в наше время. Более четырех десятков конституций государств мира закрепляют привилегированное положение определенной религии. Первое место как государственная религия занимает ислам, который находит отражение и в международно-правовых актах мусульманских государств.
О роли религии в международных отношениях свидетельствует научно-практическая конференция «Религия и дипломатия», проведенная в Дипломатической академии в 2001 г. Выступая на конференции, являвшийся тогда министром иностранных дел И.С. Иванов, подчеркнув исключительную злободневность проблемы, заявил, что «религиозные лидеры смогут внести неоценимый вклад в становление действительно прочного, справедливого мира, если их слово и дело будут нацелены не на обособление и противопоставление народов и государств, а на проповедь терпимости, на воспитание в верующих уважения к высшей ценности — человеческой жизни».
Особенно активна деятельность в международной сфере католической церкви. Что же касается нашей православной церкви, то ее нельзя упрекнуть в излишнем интернационализме. Тем не менее определенные сдвиги в этой области наблюдаются. Концепция православной церкви была сформулирована патриархом Алексием II на VI Всемирном русском соборе в декабре 2001 г. Патриарх заявил: «Россия и вся православная цивилизация должны стать одним из центров принятия решений в мире, должны благотворно воздействовать на его настоящее и будущее».