Реклама как массовая коммуникация

Термин «реклама» происходит от латинского слова «rekla- mare» — «громко кричать» или «извещать» (в Древней Греции и Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях и в других местах скопления народа). В Законе Российской Федерации «О рекламе» (от 14 июня 1995 года) дано следующее ее определение:

«Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».

Реклама является частью массовой коммуникации, поэтому в ней можно найти все элементы, присущие последней: коммуникатор — сообщение — канал передачи — целевая аудитория — эффект. «Реклама — это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующее в пользу какого -либо товара, марки, фирмы (какого-то дела, кандидата, правительства)».

Основная цель рекламы — составить и донести привлекательный образ рекламируемого товара или услуги, воздействовать на психологию потенциального потребителя и управлять его поведением (вызвать желание приобрести товар или воспользоваться услугой). Реклама всегда обращена к массовой психологии, придавая «человеческий смысл вещам и началам, которые без этого остаются экономическими фетишами — товарами и услугами».

Целевая аудитория представляет собой «часть сообщества людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков (демографических, психологических, социальных, с учетом отношения к моде, престижным покупкам, жизненного тонуса и т.п.)»

Под целевой аудиторией понимается группа людей с определенными демографическими,    географическими,    психологическими, поведенческими и другими характеристиками, отношениями и предпочтениями. На целевую аудиторию направлено рекламное воздействие. При этом учитываются присущие только ей вышеуказанные характеристики, основными из которых являются мотивы, ценности и убеждения.

Мотив — «побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта,...осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности». Специалистами выделяются следующие мотивы аудитории рекламы: эмоциональные, рациональные и утилитарные, эстетические, престижа уподобления, моды, самоутверждения и другие.

Как пишет Р. И. Мокшанцев, «потребности или мотивы, порождающие интерес к товару, и психологическая дистанция от товара до их удовлетворения — это две составляющие личностного смысла рекламируемых товаров или услуг».

Внушение означает некритическое восприятие и усвоение информации. Внушающее воздействие обращено не к логике человека, а к его готовности доверительно, не требуя доказательств, без всякой проверки воспринимать предложенную информацию. Человек склонен многое в своей жизни воспринимать, не требуя доказательств, например, следуя традициям, обычаям, социальным нормам, которые выработаны культурой, разделять взгляды окружающих на различные вопросы бытия.

В рекламной коммуникации чаще всего используется внушение с помощью авторитетного источника информации и идентификации.

В первом случае внушение строится на доверии к источнику информации, чем выше авторитет источника информации, тем выше доверие. Во втором случае учитывается стремление принадлежать группе значимых для нас людей, т.е. референтной группе. Референтная группа — это та группа лиц, большая или маленькая, к которой мы действительно принадлежим или хотим принадлежать по таким параметрам, как социальный статус, демография, культура, национальность, религия, политика и так далее. Если рекламное сообщение подается персонажем, значимым для целевой аудитории, оно скорее достигнет своей цели -вызовет доверие к информации и желание поступить аналогичным образом.

Подражание часто является следствием внушения. Многие рекламисты обращают внимание на то, что наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность. Подражание рекламному персонажу чаще определяется совпадением увиденного с тем, что обусловлено ценностными ориентациями, а также мотивацией и потребностями, желанием целевой аудитории быть похожим на преуспевающего авторитетного человека.

Ключевые слова: Реклама, Коммуникация
Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
Материалы по теме
Основные направления развития коммуникативной компетентности дошкольника
Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника
Суггестия в рекламе. Суггестивная лингвистика
Катернюк А.В., Рекламные технологии
Публичная коммуникация
Андрианов М.С., Невербальная коммуникация
Государственное регулирование рекламной деятельности
Ершова И.В - Предпринимательское право. Учебник
Средства межличностной коммуникации
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Архетипическое в рекламе
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Невербальная коммуникация
Леонов Н.И., Психология делового общения
Коммуникативные барьеры в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий