Регулятивная функция общения

Посредством регулятивной функции общение различными способами контролирует поведение членов организации. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей, а вместе с тем испытывать регуляционные воздействия с их стороны, т.е. происходит взаимодействие, взаимная «подстройка» поведения.

Таким образом, одна из сторон регулятивной функции общения раскрывается понятием «взаимодействие», в котором фиксируется не только обмен знаками, посредством которых изменяется поведение другого партнера, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность.

Регулятивная функция общения раскрывается в характеристиках тех человеческих действий, которые и выступают частью взаимодействий. В этом смысле регулятивная функция включает в себя и функцию взаимодействия, или интерактивную функцию. Эти воздействия часто влияют не только на текущее организационное поведение, но и на личность сотрудников в целом.

В многочисленных попытках построения классификации взаимодействий наиболее распространенным является их дихотомическое деление на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности и, с этой точки зрения, являются «позитивными». Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Однако только дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия оказывается недостаточным для практики организационного поведения. Поэтому были выделены более «дробные» типы взаимодействий. Например, фиксировались некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие, их изменения. Так, была предложена схема, позволяющая по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе. Всё множество наблюдаемых взаимодействий описывается при помощи четырех категорий: взаимодействие, связанное с позитивными эмоциями (солидарность, снятие напряжения, согласие), взаимодействие, связанное с негативными эмоциями (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма), взаимодействие в сфере постановки проблемы (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании) и, наконец, взаимодействие в решении проблемы (предложение, указание, мнение, ориентация других). Эта схема, несмотря на ряд ограничений, может быть полезным инструментом при анализе взаимодействий.

Однако даже самая удачная классификация реальных взаимодействий не в состоянии вскрыть их содержательной стороны. Чтобы упростить анализ, исследователи обращаются преимущественно к исследованию взаимодействий в диаде, т. е. рассматривают взаимодействие только двух людей, что редко позволяет переносить полученные экспериментальные данные в реальную организационную среду, в реальных социальный контекст.

Содержательный момент может быть учтен при рассмотрении и анализе как группы, в которой совершается совместная деятельность, так и самой деятельности. Так, регулятивная роль общения и характер взаимодействий партнеров во многом зависят от формы организации совместной деятельности, среди которых можно выделить следующие:
1) когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо друг от друга - «совместно-индивидуальная деятельность» (пример - некоторые рабочие группы, где у каждого свое задание);
2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником - «совместно-последовательная деятельность» (пример - конвейер);
3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример - спортивные команды, часто - конструкторские бюро).

В процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, подражание, внушение, убеждение, дух единой команды (team spirit) и т.д. Взаимная регуляция поведения людей в группе есть существенный фактор превращения ее в совокупного субъекта деятельности.

Общение почти всегда предполагает и оказывает воздействие на психическое состояние и/или поведение партнера. Эффективность общения измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В ходе общения в определенном смысле изменяется сам тип отношений, который сложился между участниками общения.

В этом контексте информация, исходящая от адресанта, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, дестабилизация -рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Хотя констатирующая информация выступает в форме нейтрального сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, в конечном счете и в этом случае она воздействует на поведение.

В психологии проведено множество исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи.

Среди характеристик адресанта, способствующих повышению эффективности его речи, например, выявлены типы его позиции во время общения:
- открытая, когда адресант открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;
- отстраненная, когда говорящий держится подчеркнуто нейтрально, не поддерживая ни одну из возможных точек зрения, но в то же время не исключая ориентации на одну из них;
- закрытая, когда адресант умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, что бы скрыть ее.

Содержание каждой из них задается целью, которая преследуется в общении, при этом каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Регулятивная функция общения реализуется и в самом тексте сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-анализа, позволяющая анализировать некоторые количественные характеристики текста и устанавливающая пропорции в соотношении его частей.

Важное значение для понимания регуляционных механизмов общения имеют работы по изучению характеристик адресата и аудитории. Так, исследования обнаружили, что представление о том, что наибольшим воздействием обладает логически обоснованная и подтвержденная фактами информация не получило экспериментального подтверждения. Выяснилось, что более важным фактором изменении поведения аудитории является взаимодействие предлагаемой информации и установок аудитории.

Реальный механизм взаиморегуляции поведения в процессе общения может быть понят лишь на основе анализа того, каким образом возникает взаимопонимание между его участниками. Только на основе взаимопонимания могут быть разработаны стратегия и тактика взаимодействия и совместного организационного поведения. Для раскрытия регуляционного механизма общения необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей функции общения, названной нами перцептивной, где и исследуется процесс формирования представления о другом человеке, в частности о партнере по общению.

Источник: 
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Темы: