Референтные группы

Открытие феномена «референтная группа» принадлежит американскому исследователю Г. Хаймену, который в 1942 году в экспериментах показал, что некоторые люди в своей самооценке ориентируются на оценку определенных людей. Этих значимых других Г. Хаймен назвал референтной группой. В последующем определение референтной группе дал Г. Келли, он же выделил две ее функции: сравнительную и мотивационную. Сравнительная функция проявляется в том, что человек сравнивает свое поведение с нормами референтной группы. Мотивационная функция заключается в том, что человек стремится попасть в референтную группу, нормы и ценности которой являются для него притягательными (Келли, 1984).

Важно отметить, что в отечественной социальной психологии вопросы референтности групп раскрыты очень поверхностно. Это видно по определению референтной группы, под которой понимают «значимый круг общения». Это круг лиц, выбранных из состава реальной группы и особо значимых для индивида. Обнаруживается значимый круг общения по результатам социометрии. Напомним, что в основе социометрии диагностика межличностной аттракции испытуемых. Соответственно, круг симпатичных для индивида членов группы и есть его значимый круг общения.

Итак, «референтность» - это субъективный образ группы, отражающий важность ее для человека. Референтной группой может быть коллектив, бригада, команда, а также конкретная семья. Главное, чтобы эта группа людей была эталоном или образцом для подражания конкретного человека.

Референтные группы бывают двух видов: реальная и воображаемая, она же условная. Реальная группа существует физически, например конкретная футбольная команда или группа психологов, а также любая другая группа, не имеющая определенных численных границ.

Реальной является также группа членства. Это малая группа, в которой человек учится или работает. Реальная референтная малая группа является ею, если она значима для человека, ее ценности для него важны и выступают побудителями его поведения.

Воображаемая (или условная) группа является ею только в сознании конкретного человека. Члены такой референтной группы не подозревают об «объединении» их в субъективном пространстве человека. Такая группа, как правило, немногочисленна, например от 3 до 6 человек.

Референтная группа (вне зависимости от ее вида) выполняет две важные функции:

  1. Мотивирует индивида быть принятым в ней. Подразумевается, что члены референтной группы являются ориентиром для индивида. Установки и ценности группы являются притягательными настолько, что индивид стремится стать членом определенной группы.
  2. Референтная группа является эталоном, точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя и свое поведение.

В обоих случаях референтная группа регулирует и побуждает поведение индивида. Однако в первом варианте группа мотивирует на принятие или неприятие человека в свои ряды. Так, поведение индивида, соответствующее нормам референтной группы, является основанием включения его в эту группу.

В ситуации условной референтной группы ее нормы и установки являются инструментом, при помощи которого индивид может оценивать себя и других. Группа служит лишь эталоном для формирования оценок. Данную функцию группы можно обозначить следующими словами: «Скажи мне, кто входит в твою референтную группу, и я скажу о твоих жизненных планах»!

В отечественной социальной психологии совсем нет исследований психологического механизма выделения личностью референтных групп. Особенно важно знать этот механизм в подростковом возрасте относительно разновидностей референтных групп: реальных и воображаемых. Эти исследования имеют также практический выход в коммерческом и педагогическом менеджменте. Например, знание психологического механизма выделения подростком референтных групп позволило бы целенаправленно регулировать этот процесс. Одно дело, когда референтной группой является преступная группа, и совсем другое, когда высокоразвитый коллектив.

Знание о референтности возглавляемой группы в представлениях ее членов важно для менеджера любых профессиональных групп. Лояльность, самоотдача и эффективность выше в группах, которые ее членами рассматриваются референтными, тогда как индивидуальные усилия в нереферентной группе низкие. Замечено, что в нереферентной группе неблагоприятный социально-психологический климат, низкая сплоченность, межличностные отношения формализованы и построены на статусных позициях членов группы; возможны затяжные межличностные конфликты.

Вместе с тем в нереферентной группе высок уровень самоконтроля ее членов, поэтому не наблюдается деиндивидуализация; выражена самореализация, понижен уровень огруппления мышления; не «работает» социальная фасилитация, поэтому присутствует социальная ингибиция (подробно на эту тему в главе «Взаимовлияние человека и группы»).

Ключевые слова: Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Структура психологии большой социальной группы
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Группомыслие: феномен «огруппления мышления»
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Группы встреч
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Групповые непосредственные ответы на фрустрацию и стресс
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Групповая дискуссия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Подростково-юношеские группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие малой группы и коллектива
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Оставить комментарий