Референдум: что это такое, понятие, виды

В отличие от авторитарного общества в демократическом государстве политические решения обычно оцениваются и регулярно утверждаются народом. Это может происходить как непосредственно — на референдумах, так и косвенным путем — через альтернативные выборы. Референдум понимается как форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Это одна из форм непосредственной демократии. Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является институт референдума.

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — в государственном праве принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам.

Референдум — это институт прямой демократии, заключающийся в непосредственном обращении к избирателям страны для решения законодательного или иного вопроса государственной жизни. Хотя референдум имеет ряд общих черт с выборами (те же участники — взрослое население страны, избирательные комиссии, институт наблюдателей, а нередко и общая процедура голосования), коренное отличие его от выборов состоит в том, что он посвящен решению важнейших вопросов функционирования общества, а не избранию лиц, которое происходит во время выборов.

Приходят в политику с блестящим будущим, уходят с ужасным прошлым.

Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. Тем не менее он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности парламента. Второстепенность референдума проявляется по-разному. В большинстве стран его отодвинули на периферию политической жизни, так как регулярно они проводятся не на государственном, а на местном уровне. В США этот демократический институт используется лишь субъектами федерации (штатами) и более мелкими административно-территориальными единицами. В масштабах всей страны к нему прибегают лишь в самые ответственные моменты, когда, например, президент желает заручиться поддержкой народа в борьбе с парламентом.

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: конституционный референдум (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный. При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем избирательным корпусом (например, в США проект поправки к Конституции США должен быть одобрен во всех 50 штатах). Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Во многих странах предусмотрены различные виды референдумов и формы их проведения. В одних государствах (Великобритания) инициаторами референдума выступают только парламент и правительство, в других (Франция) — кроме них, также президент, в третьих (Италия) — непосредственно народ. Проведение референдумов может инициироваться гражданами страны (например, в Швейцарии), парламентом или президентом. Любой законопроект, касающийся увеличения налогов граждан Швейцарии, утверждается на референдуме.

В Российской Федерации первый закон о референдуме был принят в 1990 г. Согласно новому закону «О референдуме РФ» (принятому в октябре 1995 г.) инициатива проведения референдума принадлежит гражданам страны, однако для этого необходимо собрать не менее 2 млн подписей избирателей различных субъектов Федерации. Только после этого Президент РФ с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

В конституциях ряда государств специально выделяются вопросы, по которым проведение референдума строго обязательно. Это чаще всего принятие новой конституции или поправок к существующей. Референдумы обычно сопровождают периоды крупных политических изменений. Так, ратификацию Маастрихтских соглашений и вступление в Европейский союз в ряде стран необходимо было подтвердить на референдумах. Референдумы происходили и во многих странах Восточной Европы в период радикальных политических преобразований в начале 1990-х гг.

Самым урожайным на референдумы был период 1991—1993 гг. В доперестроечное время, включая сталинскую и брежневскую эпохи, он оставался практически неиспользуемым институтом государственного права, хотя референдум издавна упоминался в советских конституциях. Конституция СССР (ст. 4.9) предусматривала возможность проведения референдума (всенародного опроса) Президиумом Верховного Совета СССР по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик. Эти три года специалисты назвали эпохой плебисцита. Например, 12 декабря 1993 г. на общефедеральном референдуме была принята новая Конституция РФ. В референдуме участвовали 54,8% избирателей, из которых большинство (58,6%) проголосовали за принятие новой конституции.

Результаты общероссийского референдума 25 апреля 1993 г.

  • Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину? — 58,7%
  • Поддерживаете ли вы экономическую политику, проводимую под руководством Бориса Ельцина? — 53,1%
  • Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента в 1993 г.? — 49,4%
  • Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов в народные депутаты в 1993 г.? — 57,2%

Стремившиеся к власти демократы в 1989—1990 гг. подняли на щит идею возвращения исторических топонимов взамен тех, что были при «коммунистах*. Ленинградский народный фронт провозглашал: вернуть городу имя его святого покровителя. Референдум приурочили к выборам первого Президента России, первого мэра Ленинграда, и более 60% из пришедших на выборы проголосовали 12 июня 1991 г. за Санкт-Петербург. Ленсовет на 9-й сессии в июле 1991 г. утвердил мнение горожан и предложил депутатам России узаконить новое имя города. Наконец, 6 сентября 1991 г. Президиум Верховного Совета Российской Федерации своим Указом вернул Ленинграду историческое имя Санкт-Петербург.

Многие помнят судьбоносный референдум 1995 г. о суверенитете Квебека. Сепаратисты проиграли его с ничтожным меньшинством голосов. Жан Кретьен сказал в интервью Мартину, что он никогда бы не признал результаты референдума, если бы сторонники суверенитета Квебека выиграли его со столь незначительным большинством голосов. Между тем бывший квебекский премьер Жак Паризо в своей собственной книге заявил, что в случае непризнания со стороны Оттавы итогов референдума он объявил бы независимость Квебека в одностороннем порядке. Это значит, что Квебек оказался бы на грани гражданской войны. В случае их победы правительство Канады планировало применить вооруженные силы для защиты федеральной собственности от ее захвата сепаратистами. В начале 2004 г. Латвия стала последней страной из круга кандидатов в Евросоюз, также проголосовавшей за вступление в альянс. Ранее подобный референдум прошел в Венгрии, Литве, Польше, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии и на Мальте (на Кипре его не было и не будет). По данным, обнародованным избиркомом, 67% латышей сказали единой Европе «да*.

Родиной современных референдумов является Швейцария. Уже в XV в. в Берне был проведен первый в современном понимании этого термина референдум. С тех пор в этой стране состоялось свыше 250 референдумов. В настоящее время они часто проводятся во многих европейских странах (Франция, Италия, Бельгия, Голландия и др.). Исключение из европейских стран составляют лишь Великобритания и Германия, в которых референдумы проходят крайне редко. В настоящее время даже авторитарные и диктаторские режимы пытаются использовать институт референдума для легитимизации своей власти.

Референдумы бывают общенациональными, региональными и местными. Каждый из них решает собственный круг задач. Скажем, на местном уровне нельзя выносить вопросы, которые компетентен решить лишь общенациональный референдум, например отделение национальной автономии или выход ее из состава федерального государства, если данные полномочия не зафиксированы в конституции страны. А вот другие вопросы решать можно. Так, в конце 2003 г. состоялся референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Для того чтобы референдум состоялся, необязательно участие в нем большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены. Во Франции они обязательны для принятия конституционных поправок.

Референдумы могут иметь как рекомендательный, так и обязательный характер. Например, референдум по поводу судьбы СССР в 1991 г. носил рекомендательный характер, а референдум об утверждении Конституции в России в 1993 г. имел силу закона.

Политики упрекают поэзию в том, что она далека от жизни; но поэты могли бы заметить политикам, что их политика нередко еще дальше от жизни.
Король Ижиковкий

Референдумы — дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с их помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов. Рассматривать их как школу приобщения населения к активному участию в демократической жизни вряд ли возможно, так как нет регулярности, но ряд полезных функций они выполнить в состоянии.

У референдума существуют две исторические разновидности — плебисцит и оптация. Плебисцит (лат. plebiscitum, от plebs — простой народ и scitum — решение, постановление) —

  1. в Древнем Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев. Возник в начале V в. до н. э. Плебисцит не утверждался сенатом, и первоначально его соблюдение было обязательно только для плебеев. Превращение плебисцита в общеобязательное постановление для всего народа связывают с законами Валерия: и Горация (4.4.9 до н. э.), Публия (339 дон. э.) и Гортензия (287 до н. э.). С III в. дон. э.понятие П. постепенно вышло из употребления, заменившись словом lex — закон;
  2. один из видов народного голосования. Как правило, П. проводит государство, присоединившее к себе чужую территорию, среди ее населения, чтобы придать совершившемуся факту видимость санкции народа. В 1804 г. плебисцитом избран император Наполеон и в том же году коронован папой Пием VII.

В международных отношениях применяется при отторжении либо присоединении чужих территорий для определения волеизъявления народа о его государственной принадлежности. Но в этом случае речь идет об оптации. Оптация (от лат. optatio — желание) — в международном праве выбор гражданства лицами, имеющими гражданство двух или более государств, производимый на основании соглашения заинтересованных государств или их национального законодательства. Чаще всего осуществляется при территориальных изменениях по специальным соглашениям, предоставляющим гражданам договаривающихся государств право оптации. Примером оптации, связанной с территориальными изменениями после Второй мировой войны 1939—1945 гг., является Мирный договор с Италией 1947 г., согласно которому гражданам, постоянно проживавшим до 1946 г. на территориях, переходящих к другим государствам, было предоставлено право оптации гражданства в течение 1 года.

Источник: 
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти.