Развитие восприятия и наблюдательности у детей

Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать действительность в виде целостной предметной картины. По мнению Б.М. Теплова, признаки предметного восприятия проявляются в раннем младенческом возрасте (в два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете. Общение взрослого с ребенком способствует развитию восприятия. У детей дошкольного и младшего школьного возрастов в процессе игры и обучения формируется целостное восприятие, однако ребенок плохо схватывает детали, восприятие основывается на случайных признаках.

В процессе обучения ребенка развитие восприятия проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. Обучение в школе влияет на развитие способности различать, сопоставлять, сравнивать свойства воспринимаемых объектов без каких-либо действий или движений.

Для развития восприятия детей необходимо учить:

  • рассматривать объект в определенной последовательности;
  • отделять главное от второстепенного;
  • при неправильном восприятии учебного материала уточнить, что именно из прежнего опыта мешает правильному восприятию;
  • побуждать обращать внимание на конкретные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать различие и сходство, замечать связи и отношения.

Важно помнить, что наблюдательность — не врожденное качество, оно вырабатывается практикой и упражнениями. Для самостоятельного развития рационального восприятия целесообразно:

  • ясно и четко формулировать цели, выбирать существенную информацию;
  • максимально использовать все органы чувств, в первую очередь зрение и слух, а также анализаторы запаха, вкуса, осязания;
  • воспринимать информацию, используя уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Ключевые слова: Восприятие, Дети
Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Материалы по теме
Восприятие детей раннего возраста
Абдурахманов Р.А., История психологии
Восприятие и пространственно-временные представления у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Развитие восприятия у детей до трех лет
Смирнова Е.О., Детская психология
Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Детская проституция и сексуальная эксплуатация: феноменология и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Виды игр детей
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Если ребенок не хочет ложиться спать
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия
...
Оставить комментарий