Развитие памяти человека

Знание закономерностей развития памяти составляет важный момент профессиональной деятельности тех, кто имеет дело с детьми (педагоги, работники детской развлекательной индустрии, следователи и др.). Изменения процессов памяти наблюдаются в течение всей жизни человека.

В первые месяцы жизни память проявляется на уровне условных рефлексов (например, заслышав голос матери, ребенок перестает плакать). К шести месяцам выявляется процесс узнавания того, что чаще; всего окружает ребенка (игрушки, родители и др.). Для этого возраста характерен феномен «скрытого периода»: стоит тому, с кем ребенок постоянно имеет контакт, исчезнуть на несколько дней, как он перестает узнавать его. С возрастом продолжительность скрытого периода увеличивается. С этим связан тот факт, что события первых трех лет плохо воспроизводятся в более старшем возрасте. («Провал» в памяти на этот период обусловлен недоразвитостью в этом возрасте гиппокампа.) Процесс воспроизведения информации проявляется на втором году жизни.

Дошкольный возраст - это преимущественно непроизвольная память и начало развития социально обусловленных видов памяти (произвольной, опосредованной и логической).

Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, что обусловлено характером учебной деятельности. При этом до подросткового возраста приоритет в развитии принадлежит природной памяти, впоследствии же эта динамика природной и социально обусловленной памяти выравнивается. Установлено, что до 20-25 лет память совершенствуется.

Примерно к 30-40 годам «эстафету» в развитии принимают социально обусловленные виды памяти, которые поддерживают ее общие свойства на постоянном уровне. Далее память человека «стареет» и ухудшается. Вначале слабеет память на текущие события, затем на знания, чувства и привычки. К старческому возрасту человек «впадает в детство» - в памяти воскрешаются подробные эпизоды далеких ребяческих лет.

Поддерживать память можно с помощью специальных упражнений.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Темы: 
Материалы по теме
Мнемоника
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Забывание
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Запоминание
Штейнмец А.Э., Общая психология
Борьба с забыванием
Теплов Б.М., Психология
Память
...
Виды памяти
Карпов А.В., Общая психология
Факторы, влияющие на забывание
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Память и личность
Штейнмец А.Э., Общая психология
Оставить комментарий