Развитие памяти человека


Знание закономерностей развития памяти составляет важный момент профессиональной деятельности тех, кто имеет дело с детьми (педагоги, работники детской развлекательной индустрии, следователи и др.). Изменения процессов памяти наблюдаются в течение всей жизни человека.

В первые месяцы жизни память проявляется на уровне условных рефлексов (например, заслышав голос матери, ребенок перестает плакать). К шести месяцам выявляется процесс узнавания того, что чаще; всего окружает ребенка (игрушки, родители и др.). Для этого возраста характерен феномен «скрытого периода»: стоит тому, с кем ребенок постоянно имеет контакт, исчезнуть на несколько дней, как он перестает узнавать его. С возрастом продолжительность скрытого периода увеличивается. С этим связан тот факт, что события первых трех лет плохо воспроизводятся в более старшем возрасте. («Провал» в памяти на этот период обусловлен недоразвитостью в этом возрасте гиппокампа.) Процесс воспроизведения информации проявляется на втором году жизни.

Дошкольный возраст - это преимущественно непроизвольная память и начало развития социально обусловленных видов памяти (произвольной, опосредованной и логической).

Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, что обусловлено характером учебной деятельности. При этом до подросткового возраста приоритет в развитии принадлежит природной памяти, впоследствии же эта динамика природной и социально обусловленной памяти выравнивается. Установлено, что до 20-25 лет память совершенствуется.

Примерно к 30-40 годам «эстафету» в развитии принимают социально обусловленные виды памяти, которые поддерживают ее общие свойства на постоянном уровне. Далее память человека «стареет» и ухудшается. Вначале слабеет память на текущие события, затем на знания, чувства и привычки. К старческому возрасту человек «впадает в детство» - в памяти воскрешаются подробные эпизоды далеких ребяческих лет.

Поддерживать память можно с помощью специальных упражнений.

Ключевые слова: Память
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Память младших школьников
Абдурахманов Р.А., История психологии
Приемы улучшения и развития памяти
Сухарев В. - Психология интеллекта
Память и обучение. Модусы обучения
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Объем и быстродействие памяти
...
Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы памяти
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Характеристика процессов памяти
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Особенности памяти младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Научение и память
Крылов А.А., Психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий