Развитие мозга в подростковом возрасте

В подростковом возрасте существует масса возможностей развития и изменения. В этой главе нас ожидают хорошие новости: данные исследований мозга говорят о том, что самооценку можно поправить и в подростковом возрасте. Не исключено, что в случае с самооценкой всегда есть шанс на улучшение.

Золотой шанс для укрепления самооценки. Благодаря исследованиям последнего десятилетия мы получили новые сведения о головном мозге, которые будут небезынтересны родителям: мозг подростка почти так же пластичен, как и мозг младенца, возможности его развития и потенциал формирования колоссальны в период с двенадцати-тринадцати до тридцати лет. В частности, это значит, что в подростковом возрасте можно укреплять и корректировать самооценку.

В годы, предшествующие половому созреванию, происходит небывалое перепроизводство клеток головного мозга, пик которого приходится на возраст приблизительно одиннадцати лет у девочек и двенадцати у мальчиков. Дети вступают в подростковый период, имея массу новых клеток головного мозга, чье количество значительно превышает необходимое. Мозг едва ли не содрогается от распирающей его новой «команды», он готов формировать связи и совершенствоваться. У подростка море возможностей, поскольку мозг очень восприимчив и открыт для новой информации.

Мы как родители можем использовать знание о пластичности мозга подростков, чтобы наилучшим образом поддержать своих взрослеющих детей, научить их владеть собой и справляться с жизненными трудностями. Мы чуть более подробно остановимся на происходящих в мозге процессах, прежде чем начнем говорить о том, как эффективно помогать подросткам развиваться.

«Сейчас или никогда». То, что происходит в головном мозге подростка, напоминает процесс, имевший место в первые годы жизни: перепроизводство клеток и установление связей между ними. Клетки, которые включаются в опыт и действие, образуют устойчивые нейронные сети, а неиспользованные клетки пропадают.

«Сейчас или никогда» – выражение, четко отражающее процессы, протекающие в головном мозге, поскольку клетки должны быть использованы и задействованы в нейронной сети, или же они исчезнут без следа. А нейронные пути, которые на протяжении длительного времени будут  использоваться, разрастутся и укрепятся. Затем вокруг нейронного соединения возникает своего рода изоляция – миелиновая оболочка, которая способствует увеличению скорости проведения и эффективности воздействия нервного импульса. Ученые описывают такое развитие как нейронный детерминизм – наиболее используемые связи и соединения выживают и укрепляются.

Развитие головного мозга в подростковом периоде характеризуется двумя важнейшими особенностями:  мозг специализируется  за счет процесса, при котором малоиспользуемые связи теряются, в то время как часто используемые, напротив, разрастаются и укрепляются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени. Наряду с этим происходит усиление взаимодействия между различными областями головного мозга: отделы, отвечающие за эмоции, все крепче привязываются к сложным мыслительным функциям, таким как планирование и контроль импульсивности. Лобная доля созревает и интегрируется  с остальными областями головного мозга. Лобная доля отвечает за способность планировать, мыслить логически и последовательно, думать о нескольких вещах одновременно и управлять эмоциональными импульсами. Интеграция на практике означает, что подростки постепенно научаются мыслить зрело, разумно, понимать и учитывать последствия своего поведения и планировать свои действия, исходя из реалистичных предпосылок.

Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Все, чем занимается четырнадцатилетний или восемнадцатилетний человек, весь его опыт влияют на его дальнейшую жизнь. Это не значит, что впоследствии ничего нельзя будет исправить, ведь развитие продолжается на протяжении всей жизни и мозг сохраняет пластичность вплоть до самой смерти. Но никогда больше возможностей для интеграции и специализации навыков и функций не будет так много, как в подростковый период жизни. Поэтому этот возраст предоставляет прекрасные возможности для научения и развития вообще и для укрепления самооценки в частности. К этому мы вернемся еще не раз.

Созревание мозга отчасти регулируется генетической предрасположенностью. Люди рождаются с индивидуальными различиями, и коды, заложенные в генах, по мере взросления человека постепенно активируются. Однако наследственность и среда влияют на развитие подростка в совокупности, так же как и на развитие младенца. Физиология и гены задают рамки развития, а не предопределяют его. Именно среда и получаемый опыт, все события жизни определяют, какие нейронные связи образуются и укрепятся, а какие исчезнут.

Не только гормоны. Резкие смены настроения и горячность подростков принято объяснять выбросом гормонов, сопровождающим половое созревание. Разумеется, гормоны стимулируют эмоциональность юношей и девушек. Но как показывают новейшие исследования, первоочередная причина типичного подросткового поведения – революционные изменения, происходящие в головном мозге. Когда достигается пик готовности клеток головного мозга образовывать активные нейронные соединения, происходят ощутимые изменения в поведении. Результаты исследований говорят о том, что этот период включает в себя совершенно определенные изменения, происходящие со всеми подростками (вне зависимости от культуры, в которой они растут):

  • возросшая тяга к новому;
  • пренебрежение опасностью и склонность к риску;
  • потребность утвердиться перед друзьями теперь сильнее, чем потребность утвердиться в семье.

Последнее родители подростков знают по опыту: отношения с друзьями становятся важны как никогда. Подросткам нужно испробовать все новое и неизвестное, включая то, что представляет опасность. Именно это и есть дилемма развития: с точки зрения эволюции стремление молодежи покинуть отчий дом, чтобы научиться жить самостоятельно и со временем создать собственную семью, обоснованно. Открытый и пытливый разум в этот период необходим, чтобы юный индивид приспособился к возможностям жизни своего поколения и соответствовал его требованиям. Давайте представим (чисто гипотетически), что мозг полностью формируется и созревает к моменту, когда подросток обращается к миру друзей и новых возможностей для самостоятельной жизни. В таком случае едва ли в жизни нового поколения произойдут какие-то значимые изменения по сравнению с поколением предыдущим. Вполне вероятно, что пластичный мозг подростка в сочетании с исследовательским пылом способствует развитию человечества.

В то же время имеется определенная опасность в том, что молодые люди выходят в мир, имея относительно незрелый мозг, что они не обладают потенциалом взрослых, их способностью к здравомыслию, не располагают опытом, необходимым для совладания с окружающим миром. Даже нам, взрослым, порой приходится нелегко. Поэтому мы подробнее остановимся на том, как мы можем поддержать подростка на его неспешном пути прочь из родного гнезда. Многим родителям кажется, что до разума их детей в подростковом возрасте не достучаться – как будто мозг закрыт на реконструкцию. Однако в действительности это не так: в подростковый период мозг открыт для восприятия нового как никогда. Поэтому для описания мозга подростка будет правильнее использовать другую метафору, не из строительной, а из бюрократической области: «На рассмотрении; принимаются предложения для обсуждения». И мы, родители, все еще рядом. Мы представляем собой комитет, разработавший «документы». Документы пока не утверждены: они на рассмотрении, могут вернуться и на доработку… Подросток выходит в мир, но все еще нуждается в надежной базе в лице мамы и папы.

Ключевые слова: Мозг, Развитие, Подростки
Источник: Гюру Эйестад, Самооценка у детей и подростков
Материалы по теме
Социальная ситуация развития подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Развитие познавательных процессов у подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Развитие интересов в подростковом возрасте
Александрова Ю.В., Возрастная психология
Личностное развитие подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Развитие эмоциональности подростка
Александрова Ю.В., Возрастная психология
Физическое развитие подросткового возраста
Крутецкий В.А., Психология подростка
Поведенческие и аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Развитие самосознания в подростковом возрасте
Кон И.С. - Психология ранней юности
Оставить комментарий