Развитие философии в XIX в.: марксизм и его основные идеи

Альтернативным вариантом ответа на вызовы XIX в. стал марксизм. Бесспорно, марксизм надо рассматривать как ярчайшее явление в развитии философии XIX столетия. Он в полной мере отразил достижения и особенности своей эпохи. Неслучайно марксизм возник в 40-х гг. XIX в. в Германии, где становление капитализма шло, с одной стороны, очень интенсивно, с другой – особенно болезненно, т. к. проявлялась неравномерность развития разных земель (не был решен вопрос с объединением в единое государство). Катализатором возникновения нового философского течения стали революционные события в Германии. В 1848 г. увидел свет документ, с которого начинается становление марксизма – «Манифест коммунистической партии». Основателями марксизма являются выдающиеся немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс, оставившие после себя огромное творческое наследство. В их трудах рассматривается самый широкий спектр проблем: философских, экономических, политических, исторических.

Важнейшей заслугой марксизма является объединение материалистического подхода с диалектикой. До этого философы не видели связи между материализмом и диалектикой. Материализм был преимущественно метафизическим, а диалектика – идеалистической. Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики. Материалистический характер марксизма предлагает рассматривать мир таковым, какой он есть. Это значит учитывать объективно существующую взаимосвязь явлений, их изменения, внутреннюю сложность и противоречивость. Нельзя объяснять природу, исходя из заранее придуманных принципов, наоборот, нужно выводить эти принципы из изучения природы.

Из этого вытекали гносеологические представления марксизма. Познание рассматривалось как отражение действительности в сознании человека. Следовательно, мир познаваем и нет ничего такого, что человек не может познать. Человек познает мир в процессе деятельности, и практика является главным критерием истинности. Из материалистических взглядов вытекало представление не только о познаваемости мира, но и о возможности человека его менять. Человек обладает колоссальными возможностями, чтобы не только приспособляться к природе, но и преобразовывать ее.

Материалистический подход Маркс и Энгельс распространили и на понимание общества, что помогло им в развитии экономических и исторических познаний. Именно Марксом было создано учение о прибавочной стоимости, а также сформулирован закон ценообразования, им было выявлено, что стоимость товара определяется соотношением спроса и предложения.

Марксом и Энгельсом было объяснено развитие истории с материалистической точки зрения. Они считали, что государство возникает тогда, когда человек начинает производить больше, чем он может съесть, и в обществе появляются излишки. А если появляются излишки, то появляется и неравенство. Люди начинают делиться на две категории: эксплуатируемые и эксплуататоры. Задача эксплуататоров – удержать в повиновении эксплуатируемых. Это может сделать только одна сила – государство. Государство представлено управленческим аппаратом (чиновники) и аппаратом принуждения (армия, полиция, суд). Задача чиновников, полиции, армии, суда – удержать эксплуатируемое большинство в повиновении эксплуататорам.

В любом обществе жизнь людей зависит от состояния базиса. Под базисом Маркс и Энгельс понимали уровень развития способа производства, который представляет совокупность производственных сил и производственных отношений. Философы исходили из простого соображения: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией, люди должны пить, есть, одеваться, иметь крышу над головой. Как все это производится, какие возникают отношения между людьми в процессе производства, как распределяются полученные блага, определяет все остальное. Если экономическая сфера – это базис, то государственное устройство, политический строй, развитие искусства, образования, мораль, религия, традиции – это надстройка, т. е. их уровень развития вытекает из уровня развития экономики. Меняется экономическая сфера – меняется все остальное. Производственные силы и производственные отношения все время находятся в противоречии. Результатом этого противоречия становится смена строя, рождение новой эпохи, которую Марк и Энгельс называли «формация». Так происходит развитие истории. Развитие человечества, по марксизму, должно пройти пять стадий, т. е. пять формаций:

  • первобытно-общинная формация;
  • рабовладельческая формация;
  • феодальная формация;
  • капиталистическая формация;
  • коммунистическая формация.

Первой стадией коммунистической формации должен был стать социализм. Согласно марксизму все страны рано или поздно должны прийти вначале к социализму, а потом и коммунизму – обществу, где будет отсутствовать неравенство, государство отомрет, т. к. механизмы управления и подавления станут не нужны. Ведущая роль на пути к коммунизму принадлежит рабочему классу и пролетарской революции. Рабочий класс – единственный класс, который не имеет частной собственности (отсюда известная марксистская фраза «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей»), поэтому только пролетарская революция и установленная после нее диктатура пролетариата могут ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать общество, которым люди управляют.

При всей своей прогрессивности эта теория не смогла разрешить противоречия ни XIX в., ни тем более ХХ столетия. Если ряд положений имел важное концептуальное теоретическое значение и их можно использовать до сих пор (материалистическая диалектика, гносеологические и экономические выводы), то представления о всеобщем коммунизме, прогрессивности диктатуры пролетариата оказались утопичными. Марксизм не может объяснить многообразие стран в ХХ в. Пролетарская революция, имевшая место в нашей стране, привела не к коммунизму, а к самой настоящей диктатуре. Судьба марксизма в нашей стране вообще трагична. Марксизм стал проникать в Россию в конце XIX в. Первым последователем марксизма был Г. В. Плеханов. Он первым стал переводить труды Маркса и Энгельса на русский язык. Затем большой вклад в интерпретацию марксистского учения внес В. И. Ленин. Однако можно сказать, что некоторые идеи он сильно упростил, порой даже до абсурда. После установления советской власти марксизм становится единственной возможной теоретической основой для развития представлений об обществе, природе, человеке. Все работы по философии, истории, праву, искусству могли писаться только с опорой на марксизм. При этом он превратился в набор застывших догм, которые категорически запрещалось критиковать, пытаться обновить или развить. Это негативно отразилось на развитии как марксизма, так и общественной мысли в СССР. Но это не значит, что сейчас марксизм нужно полностью отвергнуть. Для XXI в. марксизм не перестает быть актуальным, но, как и любое учение, он нуждается в развитии и обновлении.

Ключевые слова: Марксизм, Философия
Источник: Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Утопическая философия Томаса Мора
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Предмет и определение философии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Основные идеи и система философии Г. Гегеля
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Предмет философской антропологии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Рационально-теоретическая направленность философии Древнего Китая
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Философия Карла Барта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
«Три силы» В. С. Соловьёва
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Философия Древней Индии
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Оставить комментарий