Пары политических категорий: «политическая система» — «политический режим» и «государство» — «форма правления», пожалуй, конгруэнтны. Если для политической системы политический режим означает способ ее функционирования, то и для государства форма правления означает принцип его устройства и порядок взаимодействия власти и общества. Из истории политических учений известно, что политическая теория Древней Греции исследовала, а политическая практика апробировала такие формы правления, как монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Древнеримское общество создало республиканскую форму правления.
Итак, под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. В современной политологии формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо и власть передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.
До 1917 г. формой правления в России была абсолютная монархия. Эта форма правления характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство, а точнее кабинет министров его величества, назначается монархом и ответственно перед ним.
Большинство современных монархий — конституционные монархии. В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами.
Наиболее распространенная в современном мире форма правления — республика. Источником власти в ней является народ, высшие государственные органы функционируют на выборной основе, важные государственные решения принимаются коллегиально.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентскую, президентскую и смешанную (полупрезидентскую). Смешанная форма правления, в свою очередь, подразделяется на парламентско-президентскую, образующуюся при преобладании парламентской власти над президентской, и президентско-парламентскую, в которой президентские прерогативы перевешивают парламентские.
В соответствии с Конституцией 1993 г. в России провозглашена республиканская форма правления1. Однако в связи с тем, что среди политологов нет единой точки зрения относительно разновидности формы правления в современной России, уместно подробнее остановиться на характеристике республик.
Американский политолог Х. Линц выделил основные черты президентской и парламентской республиканских систем. Для президентской системы характерно следующее.
- Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий.
- Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента.
- Президент формирует кабинет министров и администрацию.
- Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.
В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.
В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.
Недостаток президентской системы — дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того, эта система не стимулирует формирования сильных партий, так как президент скорее заинтересован в сохранении клиентелистских отношений.
Парламентская система характеризуется следующими чертами.
- Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание президента народом, то президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти.
- Правительство зависит от доверия со стороны парламента или по крайней мере от его лояльности.
Главная особенность парламентской республики — образование правительства победившими на выборах в парламент партиями. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.
Кроме того, как было отмечено, существует смешанная, или полупрезидентская, система, для которой характерно следующее:
- Президент и парламент — как в президентской системе — избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).
- Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе.
- Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.
Полупрезидентская, или смешанная, система сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и парламентом. Сравнительный анализ всех трех видов республиканской формы правления дает Н. А. Сахаров (см. табл. 4).