Разновидности форм государственного режима

Основания классификации государственных режимов. Государственные режимы в литературе специальной классификации не подвергались. Однако накоплен огромный опыт классификации политических режимов. Многие градации последнего (однопартийные, двухпартийные, многопартийные режимы, «султа'низм» (американский политолог X. Линц относил к нему, в частности, режим Н. Чаушеску в Румынии), режимы «менкантилистские», «священно-коллективистские» и другие в развивающихся странах) не могут быть применены к государственным режимам, поскольку они имеют в виду прежде всего общеполитические характеристики. Но некоторые классификации (например военные и гражданские режимы) могут быть использованы, а другие (например демократические, авторитарные, тоталитарные режимы) могут быть даже положены в основу классификации государственных режимов. Используя такие классификации, необходимо выделять в них признаки, присущие именно формам и методам осуществления государственной (а не иной) власти, характеристики, относящиеся к государственности, а не общеполитические признаки. При этом, выделяя в особую разновидность ту или иную форму государственного режима, следует учесть, что почти в любом государстве используется весь набор методов деятельности, присущих государственной власти (кроме, например, теократических властных методов или методов партийно-государственного принуждения, характерных для некоторых разновидностей тоталитаризма). Поэтому при классификации главное внимание уделяется основному ядру этих методов, доминанте в государственном режиме.

Государственный режим — наиболее подвижный элемент формы государства. Его доминанта также перемещается. В одних ситуациях могут доминировать одни методы (например при режиме чрезвычайного положения), в других — другие. Как правило, такие смещения — временное явление. При всей подвижности режима его существо остается одинаковым, в противном случае были бы невозможны какие-то устойчивые классификации. Это обстоятельство учитывается в качестве основного при выделении различных форм государственного режима.

Формы гражданского и военного государственного режима. В зависимости от характера органов, применяющих те или иные методы осуществления государственной власти, а также от способов регулирования и защиты конституционных прав и свобод граждан различаются формы гражданского и военного государственного режима. В гражданском особо выделяется режим чрезвычайного положения, в военном — режим военного положения. В условиях гражданского режима государственную власть осуществляют предусмотренные конституцией органы методами, установленными в законе. Правда, сама конституция может быть реакционной, а методы, предусмотренные законом, могут иметь антидемократический, террористический характер (например концентрационные лагеря для евреев в фашистской Германии или апартеид в ЮАР). Поэтому гражданский режим может быть и демократическим, и антидемократическим. В условиях чрезвычайного положения гражданские органы исполнительной власти, особенно органы охраны публичного порядка, наделяются дополнительными полномочиями, а конституционные права граждан ограничиваются. Об этом уже говорилось.

При военном режиме государственная власть осуществляется методами военного управления. При этом различаются режим военного ^совета и режим военного положения. При режиме военного совета конституция приостанавливается (на деле, а иногда и юридически отменяется), государственную власть осуществляют органы, не предусмотренные конституцией, а созданные в результате военного (государственного) переворота (военные и революционные советы, их представители на местах). Должностные лица, избранные ранее в соответствии с конституцией и законами, смещаются со своих постов (иногда их судят), прежние высшие и местные органы государства распускаются. Высший орган государства (военный совет) состоит только из генералов и офицеров (иногда входят сержанты), в правительстве все ключевые посты также занимают военные, хотя в него могут быть включены несколько технократов или при правительстве создается совещательный орган из специалистов. Местные органы самоуправления могут быть сохранены, иногда даже в условиях военного режима неоднократно проводятся выборы в них (Алжир, Нигерия), но мэры городов, начальники районов, губерний назначаются из среды офицеров. Учреждаются военные трибуналы (чрезвычайные суды), которые судят и гражданских лиц за определенные виды преступлений, хотя прежние суды уголовной и гражданской юстиции обычно сохраняются.

При режиме военного положения конституция продолжает действовать, прежние конституционные органы сохраняются, парламент издает законы, правительство осуществляет управленческую деятельность, чрезвычайные суды, как правило, не создаются, хотя компетенция существующих изменяется, наказания ужесточаются, некоторые гражданские споры разрешаются иначе. Однако полномочия конституционных органов ограничиваются либо в результате создания новых высших органов государства, которые подменяют парламент и правительство, принимая акты, имеющие высшую силу для всех гражданских и военных властей, либо путем наделения исполнительной власти чрезвычайными полномочиями. На местах основная доля государственной власти переходит к военным органам, которые действуют методами военного управления: возрастает роль императивных методов, принуждения, используются специфические военные методы — приказы.

В тесной связи с классификацией политических режимов различаются демократические, полудемократические, авторитарные и тоталитарные государственные режимы. Последний вид режима может быть и военным, и гражданским. Он может иметь также теократическую форму. В последнем случае его иногда называют полуфеодально-теократическим режимом (Бруней, Бахрейн, Катар и др.).

Демократический государственный режим присущ, как говорилось, прежде всего странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где существует сильный «средний класс», заинтересованный в стабильности, демократических методах управления (он обеспечивает свое влияние именно посредством таких методов), оказывающий определяющее давление через выборы, прессу, общественное мнение на государственную власть. Методы осуществления государственной власти применяются с учетом конституционных положений о разделении властей исходя из системы сдержек и противовесов, о взаимодействии ветвей власти, идей о социальном, светском и правовом государстве на базе поисков компромиссов и консенсуса с политической оппозицией. Последняя теоретически рассматривается отнюдь не как зло, а как необходимый элемент для совершенствования государственного управления, хотя на практике государственная власть всегда использует (и по своему положению не может не использовать) ограничительные меры по отношению к оппозиции, стесняя, но в рамках закона, ее деятельность.

В условиях демократического государственного режима применение методов принуждения ограничено, массовое насилие, как мера государственного воздействия, теоретически не допускается. Основное значение имеют методы либерализма, уступки, стимулирование, поддержка, ориентирование на результат, желаемый государственной властью, и т.д. Требования должного поведения граждан, деятельности органов государства, общественных объединений, существующие запреты имеют целью обеспечение демократического конституционного порядка. Государственная власть обеспечивает развитие политической активности граждан. Конституционные права граждан соответствуют международным стандартам, а защите этих прав в деятельности органов государства уделяется особое внимание. Существуют развитые и устойчивые прямые и обратные связи органов государства с населением.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, во многих странах Европы.

В ряде стран (в том числе во многих постсоциалистических государствах) государственный режим является полудемократическим. Методы осуществления государственной власти в условиях полудемократического государственного режима характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма. Основное значение имеют методы либерализма, принуждение ограничено, методы требований и запретов прежде всего имеют цель сохранить и защитить демократические институты. Однако деятельность представительных органов <в том числе парламента) на всех уровнях несколько принижается, на первый план выдвигается исполнительная власть (особенно президент — «арбитр»). Система сдержек и противовесов не отработана, принцип взаимодействия властей нарушен.

Конституционные права граждан соответствуют международным стандартам, но их защита со стороны государственных органов в результате деятельности мафиозных структур, разгула организованной преступности, коррупции в органах государства, принижения роли суда (в том числе-и по причинам плохого материального обеспечения судов) осуществляется недостаточно. Против политической оппозиции меры подавления не используются, но государственная власть оценивает ее только негативно и прикрытым образом стесняет ее деятельность. Политическая активность граждан не развита, в том числе из-за трудностей материального положения, что ограничивает их политическое участие. Кроме того, обратные связи граждан и органов государства недостаточны, значительная часть граждан не видит в деятельности органов государства благоприятных последствий для себя.

Полудемократический государственный режим существует во многих постсоциалистических странах, в том числе в России, в ряде стран Латинской Америки, в Турции, Египте, в Шри-Ланке.

В авторитарном государственном режиме преобладают методы принуждения (а то и прямого насилия) при сохранении отдельных методов либерализма. Представительные органы сохраняются, но выборы являются формальностью, поскольку деятельность политической оппозиции практически прекращена (разрешенные партии могут действовать только в определенных рамках и часто лишь на основе определенной государственной идеологии). Безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства (президент или монарх в дуалистической монархии), реже — премьер-министр, причем президентом одно и то же лицо избирается много раз подряд, что усиливает его влияние в государственной структуре. Конституционные права граждан открыто нарушаются, а органы государства видят свою роль не в защите этих прав, а прежде всего в служении клану президента, его окружению или окружению премьер-министра. Реальное политическое участие граждан в делах государства отсутствует, выборы имеют показной характер и не могут отстранить от власти прежние силы или привести к власти новые партии, господствует принцип не выборности, а назначения, политическая активность граждан, общественных объединений низка: она стеснена рамками и законодательства, и установившейся практики.

Авторитарный режим существует в Индонезии (в 1999 г. в этой стране произошла некоторая демократизация режима), Малайзии, Таиланде, Сирии, некоторых странах Латинской Америки (Гондурасе, Парагвае и др.).

Тоталитарный государственный режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения со стороны слитных (по нормам права или фактически) органов партийно-государственной машины. В некоторых странах такое слияние было осуществлено конституцией, законами, в других — фактически, хотя в странах тоталитарного социализма, где имело и имеет место последнее, постоянно принимаются решения о том, чтобы партийные органы не подменяли государственные. Вся деятельность государственных органов направлена на безусловное выполнение указаний «вождя», пожизненного президента, лидера (единоличного или коллективной группировки) правящей (единственной) партии. Конституционные права (иногда конституции нет) открыто нарушаются в деятельности государственного аппарата под предлогом обеспечения «высших» прав общества, нации, расы или государства. Личность как таковая в деятельности органов государства игнорируется. Они действуют таким образом, чтобы превратить человека в послушного робота системы. Политическая активность граждан наделе равна нулю, в конечном счете она подчинена указаниям органов правящей партии, хотя государственные органы организуют бутафорские выборы (без выбора), учреждают разные общественные объединения, создавая видимость активности.

Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов. Своеобразный характер имеет тоталитарный государственный режим в странах мусульманского фундаментализма, где в его основе лежит религиозно-духовное принуждение, принуждение силой традиций. Особое положение занимают государственные режимы тоталитарного социализма. Они связаны с идеологией, которая принципиально отличается и от фашизма, и от мусульманского фундаментализма, но основой деятельности государственных органов также является физическое и психическое принуждение, превращающее человека в послушный «винтик» системы.

Ключевые слова: Государство
Источник: Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Материалы по теме
Понятие и теории происхождения государства
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Государственное регулирование ценообразования
Предпринимательское право России_Белых В.С. и др
Основы российской государственности
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Способы обеспечения законности в государственном управлении
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Легитимность государственной власти
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Советское государство и общество в 20-30-е гг. ХХ в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Государственный долг и управление им
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Государство и правовой статус личности
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Оставить комментарий