Психология виртуальной реальности

Виртуальная психология изучает психологические виртуальные реальности. Она имеет свою философскую идею, специфические теоретические модели соответствующие им экспериментальные технологии,' а также собственную сферу практики.

Термин «виртуальный» (virtual) трактуется Оксфордским словарем английского языка как «то, что есть по существу или в действии, хотя отсутствует формально или в действительности».

Древнегреческое «virtus» характеризовало состояние душевного подъема воина. Античная философия придавала этому понятию значение высшей добродетели, доступной лишь самым мудрым. Ключевая фигура христианской церкви св. Василий Великий применил виртуальный анализ к описанию акта творения мира.

Видный советский психолог А. Н. Леонтьев утверждал, что в веществе мозга не могут находиться высшие психические функции. Мозг виртуально заключает в себя не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей.

Философская идея, на которой строится виртуальная психология, это идея полионтичности (разнородности знаний) психики, т. е. рассмотрение психики как совокупности не сводимых друг к другу (онтологически самостоятельных) реальностей. (Примеры: бодрствование и сон, измененное состояние сознания и обычное состояние сознания.) Основными понятиями виртуальной психологии являются объективная реальность, виртуальная реальность, виртуальная психологическая реальность и виртуальное событие.

Объективная реальность - все существующее вообще (бытие.

Виртуальная реальность - реальность любой природы (физической, социальной, психологической, технической и др.), порождаемая внешней по отношению к ней объективной реальностью, существующая, только пока действует порождающая ее реальность, и имеющая свое время, пространство и законы существования.

Виртуальная психологическая реальность - это реальность, порожденная психикой человека. От других психических производных, например воображения, она отличается тем, что человек воспринимает и переживает ее не как порождение собственного ума, а как объективную реальность. К сожалению, современная научная психология игнорирует виртуальные явления, хотя они существуют реально, «вмешиваются» в человеческую жизнь, обнаруживаются на уровне физиологического восприятия («виртуальные игры», «виртуальные полеты на самолете», «виртуальный секс» и др.).

Пример. Пилот самолета идет на посадку с убранным шасси, будучи абсолютно уверенным, что шасси выпущено. Эта ложная уверенность никогда не была предметом изучения классической психологии, ибо такое состояние не константно, не присуще постоянно человеку. Это - виртуальная уверенность. Конечно, виртуальные явления не объединяют в себе только ложное, ошибочное, спонтанное.

Привычные для психологии понятия («сознание», «личность», «воля», «творчество» и др.) рассматриваются в виртуальной психологии не как предметы, а как именно реальность (бытие особой формы) с присущими ей особыми свойствами, такими как:

  • актуальность (виртуальные реальности существуют только «здесь и сейчас», пока действует порождающая, или константная, реальность);
  • автономность (в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования);
  • интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать с реальностью, ее порождающей).

Виртуальное событие - необычное кратковременное состояние, в которое попадает человек, переживаемое как выход за рамки обычной жизни. Виртуальное событие обладает рядом специфических свойств. Это:

  • непривыкаемость (оно всегда переживается как непривычное);
  • спонтанность (оно возникает вне контроля сознания и воли, неожиданно и непреднамеренно);
  • фрагментарность (обусловленность не всей жизньк.человека в целом, а каким-то ее текущим фрагментом с Гущением отделенное частей своего тела от себя когда, например, руки могут не слушаться или, наоборот делать все сами);
  • объективированность (человека охватывает то, чему он неподвластен, что кажется ему приходящим, но не исходящим от него); измененное статуса телесности (изменяются ощущения собственного тела и пространства от легкости, обширности до неподвластности хозяину и вязкости, труднопроходимое);
  • измененность статуса сознания (сознание становится или предельно ясным и человек необычайно легко все схватывает, или, наоборот, оказывается вязким, сузившимся);
  • измененность статуса личности (человек оценивает свои возможности или как неограниченные, когда ему «вес по плечу» и «невозможно не победить», или ощущает свое бессилие, подавленность, «ватность» всего своего организма);
  • измененность статуса воли (человек выполняет текущие действия либо без волевых усилий, легко и как бы самопроизвольно, реализует действия, преодолевая волевым усилием их сопротивление).

В психологической виртуальной реальности выделяют два вида событий:

  • консетуал («обычный, нормальный») - привычный ряд событий, переживаемых человеком обычным образом;
  • виртуал - ряд событий, когда переживаемый образ возникает необычным способом, о котором говорилось выше.

Виртуал подразделяется на два вида:

  • гратуал («привлекательный») - виртуальное событие переживается как приятное, активизирующее, возвышенное; это свидетельство легкости протекания текущей деятельности;
  • ингратуал («непривлекательный») - виртуальное событие переживается как неприятное, подавляющее.

Виртуальная психология имеет будущее не только потому, что она обладает всей атрибутикой научности, но и потому, что затрагивает глубинные пласты человеческого бытия - подсознание. Психология в ее современном виде постепенно замедляет темпы своего внутреннего развития. Это связано с рядом причин.

Во-первых, она сосредоточила свое внимание на относительно простых сторонах психики (ощущениях, памяти, восприятии и др.). Реальное же поведение человека обусловлено, по мнению Б. Г. Ананьева, не качеством этих его отдельных свойств, а значительно более сложными образованиями, такими, как мировоззрение, жизненный опыт и др.

Во-вторых, она стремится свести все факторы, относящиеся к данному явлению, к одному источнику (сущности, реальности), упорядочить их по принципу «сущность - явление». «Все произошло от одного!» Такая попытка согласования всех факторов кончается, как правило, появлением непреодолимых противоречий между ними и кончается построением слишком общей, а потому малоинформативной модели. Увязать все со всем под силу лишь "Высшему Разуму".

В-третьих, практика встречается с феноменами сущность которых современные подходы пояснить не в состоянии. Например:

  • «феномен неразличения», когда человек оперирует с одним предметом, будучи глубоко убежденным что оперирует с другим;
  • «феномен невыполненности, псевдодействия» как явление уверенности в том, что какая-то операция не выполнена, хотя на самом деле данная операция выполнена («эффект невыключенного утюга»);
  • «феномен ошибочной уверенности», заключающийся в полной уверенности осуществления какой-то операции (эффект периодической посадки самолета на фезюляж);
  • «феномен неадекватной оценки времени» являющийся причиной ряда авиационных катастроф, вызван к жизни различным восприятием времени в виртуальных и обычных ситуациях;
  • «феномен противоборствующего взаимодействия» как формирование общего психического поля взаимодействия двух противников (игроков, врагов антагонистических сторон и др.), когда возникает возможность управлять состоянием соперника и провоцировать его ошибочные действия.

Идея виртуальности признана во многих отраслях науки. В физике открыты виртуальные частицы обнаруживающие себя только при их взаимодействии (.«здесь и сейчас») и исчезающие навсегда по окончании процессов взаимодействия. Компьютерная техника обладает виртуальной памятью, не имеющей конкретного физического носителя и существующей до тех пор, пока актуальны отношения между элементами компьютера, установленными пользователем. В эргономике установился термин «виртуальный объект», обладающий свойствами, которые отсутствуют у его элементов - машины и оператора. В инженерной психологии появились термины «виртуальный образ», «виртуальный оператор». Проведены исследования (теоретические и экспериментальные) в области виртуальной психологии детства. Разработаны виртуальные психологические технологии исцеления больных с алкогольной зависимостью, технологии формирования безошибочной операторской деятельности, предотвращения так называемых виртуальных убийств и самоубийств. Идеи виртуального управления начинают проникать в сферу управления экономикой.

Ключевые слова: Наука
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Психология как наука, ее объект, предмет, основные категории
...
Предмет и методы психологии развития
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Естественнонаучные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Основные методы психологических исследований
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Парапсихология
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Политическая мысль в эпоху просвещения
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Развитие отечественной социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Структура научного познания
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий