Психология толпы

При изучении поведения человека в кризисных и экстремальных ситуациях особый интерес представляет психология толпы. Толпа является кратковременной естественной общностью, способствующей возникновению измененных состояний сознания в сфере когнитивных, коммуникативных, эмоциональных и волевых процессов. В толпе кардинально меняется психика человека. Пребывание человека в толпе не проходит бесследно для его психики. В толпе, приведенной в определенное возбужденное и, особенно, агрессивное состояние, сознание человека изменяется. Измененные состояния сознания — это многочисленные разнообразные и часто не осознаваемые человеком состояния, в которых меняются ощущения, восприятия, эмоции и когниции. Изменения психических процессов в толпе следующие (По-чебут Л. Г., 2008):

  1. когнитивные процессы предназначены для познания и категоризации окружающего мира. Способность познания, анализа, оценки экстремальных факторов и поведения окружающих людей в толпе значительно снижается. Человек оказывается не в состоянии адекватно оценить возникшую экстремальную обстановку, правильно сориентироваться в ситуации;
  2. коммуникативные процессы направлены на обмен информацией и правильную оценку возникшей экстремальной ситуации.Они также претерпевают глубокие изменения. Взаимодействие между людьми становится односторонним, правила и нормы утрачивают свою регулирующую функцию. Движения, жесты, мимика приобретают подражательный характер, поскольку человек, не имея возможности самостоятельно разобраться в экстремальной ситуации, старается копировать поведение и действия окружающих людей, полагаясь на их мнение и опыт;
  3. эмоциональные процессы, отражающие психическое состояние самого человека и других людей, также кардинально трансформируются. Эмоциональное заражение в толпе достигает наивысшей точки — апогея, в результате человек полностью растворяется в эмоциях возбужденной толпы. В зависимости от направленности эмоций толпы могут быть агрессивными или восторженными, праздничными. Эмоциональная сфера человека, побывавшего в возбужденной толпе, претерпевает самые значительные изменения. Неконтролируемые эмоции подавляют когнитивную и конативную деятельность;
  4. волевые процессы, предназначенные для регуляции поведения, в толпе, попавшей в экстремальную ситуацию, значительно ослабевают. Пребывание человека в такой толпе — это одна из предпосылок утраты им разнообразных культурных форм поведения. Нахождение человека в толпе и подверженность эмоциональному состоянию возбужденной толпы не проходит бесследно для психики современного человека. Правила и нормы взаимодействия и поведения, выработанные в процессе исторического и культурного развития, в толпе утрачивают свое значение. В возбужденной толпе доминируют инстинкты, что приводит к ослаблению воли, и человек становится беззащитен перед внушающим воздействием вождя, психологически и социально выпадает из рамок культуры. В то время как в обычных социальных ситуациях законы, правила и нормы регулируют поведение, большинство людей в моменты пребывания в возбужденной толпе подчиняются власти инстинктов, которые на время становятся ведущими регуляторами социального поведения. Утрата воли и подчинение инстинкту в какой-то мере возвращает психику человека в первобытное состояние.

Впервые интерес к психологии толпы возник в России. В 1879 году Н. К. Михайловский в журнале «Отечественные записки» публикует серию статей, посвященных героям и толпе. Только через шесть лет в 1885 году французский социолог Г. Тард опубликовал книгу «Законы подражания», в 1892 году — «Мнение и толпа», затем С.    Сигеле пишет книгу «Преступная толпа». В 1895 году вышла в свет самая известная книга Г. Ле Бона «Психология толп». В науке возникает целое психологическое направление, изучающее психологию толпы, которое можно обозначить как охлологию (охлос в переводе с греческого означает «толпа»).

Г. Лe Бон сформулировал основную парадигму изучения толпы ^e Бон Г., 1998). Он выделил три основные проблемы.

  1. Психология индивидов, составляющих толпу.
  2. Психология толпы как единого образования.
  3. Психология вождей, управляющих толпой и внушающих ей свои идеи.

Ученый считал, что в толпе у человека появляются новые свойства психики (рис. 13.1).


Появление этих новых специфических свойств, характерных для толпы и не встречающихся у индивида в обычной ситуации, обусловлено тремя причинами.

  1. Влияние инстинктов, которые становятся ведущими регуляторами поведения человека в толпе, поскольку толпа анонимна и не несет ответственности за свои действия.
  2. Подверженность заражению чувствами.
  3. Восприимчивость к внушению.

Специфика протекания психических процессов в толпе, согласно Г. Ле Бону, состоит в том, что человек в толпе проявляет:

  1. способность оперировать небольшим количеством идей;
  2. неспособность к логическим рассуждениям;
  3. развитое воображение, восприимчивость к новым впечатлениям;
  4. убеждения в форме религиозных чувств;
  5. импульсивность, утрату контроля над инстинктами;
  6. преувеличенность чувств;
  7.  нетерпимость, авторитаризм, консерватизм.

Другой французский ученый Г. Тард считал толпу естественной общностью, обусловленной природными силами. Он отмечал, что толпы не просто легковерны, они безумны. В толпе стирается чувство реальности, могут возникать настоящие коллективные галлюцинации. Г. Тард подчеркивал: толпа не способна к разумным действиям, только отдельный человек может мыслить и действовать рационально.

По мнению С. Сигеле, толпа может быть вовлечена в совершение диких и свирепых поступков, она больше расположена к злу, чем к добру. В то же время толпа может подняться до самой высокой степени самоотверженности и героизма. Он иллюстрирует эти свойства на основе многочисленных примеров действий толпы во время французских революций конца XVIII — середины XIX в.

З. Фрейд описал конфликт, возникающий между отдельной личностью и обществом. Современная цивилизация посредством моральных норм и социального контроля подавляет и вытесняет естественные инстинкты человека, что приводит к деформации характера, развитию неврозов, отчуждению от культуры. В книге «Массовая психология и анализ человеческого “Я”» (1921) З. Фрейд использует понятие «масса» как синоним понятия «толпа» (Фрейд З., 1998). В толпе, считал З. Фрейд, подавление бессознательных тенденций уменьшается. Моральные запреты исчезают, господствуют инстинкт и эмоциональность. Человек лишается собственной воли и опускается на несколько ступеней вниз по лестнице цивилизации.

Французский психолог С. Московичи в 1981 году опубликовал исторический трактат «Век толп» (Московичи С., 2011). Толпа как вид человеческой общности стремится к низшему уровню психологии ее членов. Людям в возбужденной толпе свойственны:

  1. утрата логического и предпочтение алогичного мышления;
  2. раскол рационального и иррационального в психике человека, утрата связи с реальностью, потеря веры в себя;
  3. отсутствие личных интересов, критичности, способности принимать правильные решения;
  4. подчинение приказам вождя.

С.    Московичи считает, что толпа представляет собой коллективную форму жизни. Психология индивида и психология толпы не подобны друг другу. Индивид действует по законам разума, толпа — по законам внушения и подражания. Толпа нуждается в вожде, который убеждает людей не с помощью рассудка, он пленяет их воображение, опираясь не на логику, а на совместно переживаемые чувства. Вождь должен обладать тремя качествами:

  1. упорной верой в свою идею;
  2. преобладанием смелости над интеллектом;
  3. харизмой.

Толпа представляет собой один из способов формирования коллективного бессознательного, содержание которого составляют инстинкты и совместно переживаемые чувства. Для психики отдельного человека и психологии целой общности важно, чтобы эти чувства носили позитивную направленность, чтобы люди отличались доброжелательностью и преданностью друг другу. Такие чувства порождают сплоченность, солидарность доверие, чувство единения. Они возникают на пике праздника, торжества, массовых гуляний. Для развития общества очень важно, чтобы содержание коллективного бессознательного было позитивным, не несло в себе агрессивные и разрушающие инстинкты (Почебут Л. Г., 2004).

Агрессивные чувства, порожденные толпой, совершенные совместно преступные действия могут сплотить людей только на короткое время в попытке уйти от ответственности. Однако очень быстро пережитые совместно негативные чувства приводят к взаимной подозрительности и разрушают общность изнутри, поскольку отсутствует доверие.

Важно отметить, что в содержание коллективного бессознательного входят такие инстинкты, как биологические регуляторы поведения. Инстинкты в индивидуальном и коллективном бессознательном существуют всегда, но крайне редко прорываются из бессознательного в сознание.

Проникновение инстинктов в сознание возможно в процессе пребывания человека в толпе, находящейся в экстремальной ситуации. С другой стороны, коллективное бессознательное пополняется и может эффективно функционировать в результате проникновения из сознания в бессознательное позитивно окрашенных чувств. Проникновение сознательных компонентов психики — идей, мыслей, рассуждений — в коллективное бессознательное невозможно, иначе оно утратило бы свою сущность. Коллективное бессознательное основано на чувственном способе познания окружающего мира. Содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и совместно переживаемые чувства. Толпа является катализатором взаимного обмена инстинктами и чувствами между бессознательным и сознанием. Сознательная воля отдельного человека выполняет функцию мембраны между сознанием и бессознательным. В толпе эта мембрана ослабевает, становится прозрачной, преодолимой для взаимопроникновения инстинктов и чувств.

Поведение людей в толпе можно объяснить закономерностями функционирования когнитивных процессов. Во-первых, в толпе многократно усиливается процесс социальной фасипитации как реакции на присутствие других людей. Окружающие люди являются самым значимым стимулом для человека. Присутствие людей создает нервно-психическое возбуждение в коре головного мозга. Повышенное социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию независимо от того, правильная она или нет. Поэтому люди в толпе могут бездумно и автоматически выполнять приказы вождя. Усиление эффекта социальной фасилитации в толпе возникает по следующим трем причинам:

  1. присутствие множества людей делает человека более настороженным. Человеку трудно направлять внимание одновременно внутрь самого себя и вовне на окружающий мир. Раздвоенность внимания вызывает состояние конфликта, присутствие других приводит к настороженности;
  2. люди в любой ситуации озабочены тем, что о них подумают другие. Обеспокоенность оценкой заставляет человека нервничать и повышает его возбуждение;
  3. присутствие других людей отвлекает человека от выполнения основного задания.

Во-вторых, при большом количестве стимулов (множество людей в толпе) сознание совершает ошибки в различении стимулов. Различительные критерии идентификации предметов окружающего мира ослабевают, возникает идентификация по сходству признаков, а не по их различению. Сознание выделяет только сходные поведенческие признаки и автоматически заставляет множество людей уподобляться друг другу в манере поведения (жестах, движениях, возгласах, настроении). Поэтому люди в толпе подражают друг другу. Среди большого количества людей любые отличия в поведении интерпретируются сознанием как чуждые, на которые не следует обращать внимания, или даже как враждебные, которые должны быть уничтожены, поскольку не соответствуют критериям идентичности признаков.

Проведенные исследования (Почебут Л. Г., Мейжис М. А., 2010) показали, что в состоянии возбуждения, возникшего под воздействием толпы, у человека изменяется когнитивный стиль, снижается уровень субъективного контроля и повышается склонность к риску. Прежде всего, в толпе человек становится в большей степени полезависимым. Когнитивный стиль «зависимость — независимость от поля» понимается как способ приоритета получения информации от зрительной или кинестетической систем. Ориентация на зрительные сигналы трактуется как показатель высокой зависимости от поля. Ориентация на кинестетические сигналы выражает слабую зависимость от поля. В толпе у человека снижаются помехоустойчивость и умение работать в ситуации стресса. Результаты исследований показали статистически значимые различия между ответами респондентов, находящихся под влиянием толпы, и их ответами в нормальном спокойном состоянии через две недели.

Особого внимания заслуживает толпа, находящаяся в состоянии паники (см. параграф 3.4). Паника (греч. panikon от имени древнегреческого бога Пана) — это особое состояние толпы. Паника — это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Поведение становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, связанные с физическим самосохранением, подавляют остальные потребности. Паника — это один из наиболее заметных видов поведения толпы и одновременно это особое эмоциональное состояние, возникающее в результате дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной ситуации либо ее чрезмерного избытка. Паника проявляется в стихийных импульсивных действиях. Паникер — это человек, который сеет панику. Алармист — человек, склонный к панике. Присутствие в толпе подобных людей приводит к возникновению массовых панических толп со специфическим поведением. Предпосылками паники могут быть:

  1. физиологические причины: усталость, голод, бессонница, депрессия, стресс, наркотики. Они ослабляют людей физически и психически, снижают их способность быстро и правильно оценивать ситуацию;
  2. психологические причины: ощущения боли, удивление, неуверенность, страх и тем более ужас, чувство изоляции. Эти факторы рассматриваются как естественные активаторы страха;
  3. социально-психологические причины: отсутствие групповой солидарности, единства группы, утрата доверия к руководству, дефицит информации, панические слухи.

Многочисленные социально-психологические эксперименты американских ученых показали, что в группах, не осознающих общности цели, слабо сплоченных и неструктурированных, панику может спровоцировать даже минимальная опасность. Напротив, в экстремальных ситуациях и в военных условиях высокий уровень сплоченности специально подготовленных, тренированных команд людей, объединенных общими целями и ценностями, может предотвратить возникновение паники.

Проведенное исследование (Почебут Л. Г., Мейжис М. А., 2010) этапов паники показало следующую закономерность: паническое поведение отличается от нормального практически полным отсутствием когнитивных элементов психики. В психическом состоянии, возникающем в панической толпе, этапы конкретных действий чередуются этапами всплеска эмоций. Таким образом, возникают следующие этапы паники:

  1. внезапный шокирующий стимул, например взрыв, огонь, выстрел;
  2. этап действий — прерывание ранее совершаемых действий: на миг все застыли;
  3. этап эмоций — потрясение, замешательство, крик, плач;
  4. этап действий — лихорадочный, бессистемный поиск выхода из ситуации, основанный на прошлом опыте, например все бегут к двери;
  5. этап эмоций — повышение чувства страха из-за невозможности найти выход из ситуации, взаимное заражение страхом;
  6. этап действий — индивидуальные действия каждого по спасению. Руководство к действию — «спасайся, кто может». Усиление эгоистического поведения: сильные давят слабых;
  7. этап эмоций — возникновение состояния обреченности из-за невозможности собственного спасения;
  8. Этап действий — появление лидера и организация группового спасения.
  9. Этап эмоций — появление надежды на спасение.
  10. Этап действий — организованный групповой выход из стрессовой ситуации.
  11. Этап эмоций — последствия панического состояния, которые проявляются, как правило, вначале в виде тревоги, возбудимости, готовности к агрессии, затем наступает усталость, оцепенение.

Психологическими факторами, препятствующими возникновению паники, являются степень доверия людей друг к другу, способность к сотрудничеству, быстрая и организованная выработка решения по спасению. Особое значение имеет профилактика паники в толпе. Важно, чтобы в любой толпе присутствовали люди, способные командовать и управлять большими массами людей. Попасть в толпу может каждый. Необходимо стараться как можно быстрее ее покинуть, не сопротивляясь движению толпы.

Можно рекомендовать следующие правила взаимодействия с толпой.

  1. Не лезь в толпу, держись от нее подальше.
  2. Проникая в толпу, думай, как будешь из нее выбираться.
  3. Оказавшись в толпе случайно, представь, что ты находишься на работе.
  4. Стань субъектом деятельности, начни профессионально изучать толпу.

Когнитивная деятельность позволит человеку противостоять заражающему действию эмоционального состояния толпы. Однако порог сопротивляемости уличной массе невысок. Человек вопреки собственной воле попадает под внушающее воздействие толпы.

Толпа — это кратковременная социальная группа. Она либо быстро расходится, выплеснув свои эмоции, либо структурируется, строится в колонны и перестает быть толпой.

Темы: Толпа
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Масса и её признаки
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Психология массовидных явлений
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Понятие толпы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Виды толпы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Формирование толпы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Особенности поведения индивида в толпе
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Признаки толпы
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Психологические особенности поведения человека в толпе
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Оставить комментарий