Психологическое обеспечение безопасной деятельности

По данным ВОЗ, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Так, в США от несчастных случаев ежедневно погибает 55 человек и 8,5 тысячи становятся инвалидами. В ФРГ каждые 13 секунд происходит один несчастный случай, каждые 2,5 часа возникает травма со смертельным исходом. В 2003 году в Республике Беларусь в результате пожаров и других чрезвычайных ситуаций погибло почти 1300 человек, в дорожно-транспортных происшествиях 1,8 тысячи, получили ранения и увечья 7,4 тысячи. В целях усиления защиты жизни и здоровья издана директива Президента Республики Беларусь, которая направлена на укрепление общественной безопасности и дисциплины.

В публикациях, посвященных проблемам безопасного труда, главным виновником несчастных случаев (80-90 %) является человек.
По мнению М.А. Котика, можно выделить ряд причин, которые связаны с безопасной деятельностью человека, в частности:
1. С развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей.
2. Ошибки современного человека более значимы за счет использования в производстве новых видов энергии и технологий, больших энергетических мощностей, увеличения скоростей и т.п.
3. Адаптация человека к опасности, как одна из причин сознательного нарушения правил безопасной работы.
4. К числу причин, влияющих на безопасную деятельность человека, можно отнести и ряд психологических факторов, связанных с индивидуальными и личностными особенностями работника-недисциплинированность, неосторожность, склонность к риску, неуравновешенность, самоутверждение в глазах коллег и в собственных глазах и др.

М.А. Дмитриева и С.А. Елисеев рассматривали способности к обеспечению безопасного труда. Психологическая структура таких способностей включает:
- чувство опасности (способность не рисковать, способность не привыкать к опасности, необходимый уровень внимания);
- безопасную психомоторику (безопасный уровень скорости и координации движения, оптимальный уровень идеомоторики).

Таким образом, рассмотрев ряд теоретических подходов к проблеме безопасного труда, можно выделить некоторые направления, при реализации которых можно повысить эффективность психологического обеспечения безопасной деятельности:
- профотбор, в том числе и психологический отбор для таких видов деятельности, где необходимы повышенная внимательность, эмоциональная устойчивость, высокая координация движений и т.д.;
- пропаганда и формирование мотивов безопасного труда, основанных на социальном и материальном стимулировании;
- развитие способностей к безопасной деятельности. Диагностику и формирование таких способностей необходимо начинать с детского возраста;
- формирование доминирующей диспозиции в поведении человека, направленной на достижение успеха, а не на избегание неудач;
- ориентация в деятельности на внутренний, а не внешний (благоприятное стечение обстоятельств) локус контроля.