Психологический портрет личности

Современная психология определяет личность как:

  1. систему доминирующих качеств индивида и особенностей его мышления, чувствования и поведения;
  2. комплекс устойчивых признаков, таких как темперамент, чувствительность, мотивации, способности, установки, нравственность, определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к разнообразным жизненным ситуациям.

Личность в целом определяется как генетическими, так и социально-культурным влияниями.

Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:

  1. темперамент;
  2. характер;
  3. способности;
  4. интеллектуальность;
  5. эмоции и чувства.

Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач Гиппократ (V в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова желчь, сангвинический — от слова кровь, флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ объяснял темперамент человека, т.е. темп, ритм, интенсивность происходящих в душе процессов

Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг. Если вы флегматик, то за вами «как за каменной стеной» могут спрятаться ваши близкие и друзья, ведь вы очень надежны. Если вы холерик, то можете рассчитывать на удачную жизненную карьеру, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже очень нужно людям.

Характер тоже проявляет себя в совокупности устойчивых черт поведения. Но в отличие от темперамента он не врожден, а скорее формируется по мере взросления. К унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества. Показать свой характер, значит проявить упорство, настойчивость, силу воли, настоять на своем мнении.

О характере человека говорят в тех случаях, когда им проявляются, с одной (положительной) стороны, трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость, с другой (отрицательной) — лень, безответственность, пассивность, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоизм, скупость, расточительность, безалаберность.

Стержнем характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

В настоящее время существуют различные подходы к проблеме классификации человеческих способностей. Чаще всего их разделяют на физические, духовные и социальные. Совокупность физических (точнее было бы сказать — биологических) способностей включает физическую силу, общее здоровье человека, умения быстро бегать, высоко прыгать, долго обходиться без пищи и т.п.; под духовными способностями подразумевают способности, формирующиеся в ходе общеобразовательной и профессиональной подготовки; в качестве социальных выступают способности, обеспечивающие взаимодействие с другими людьми: терпимость, дисциплинированность, критическое отношение к недостаткам.

Одаренность понимается как предпосылка специальных способностей и как качественно своеобразное их сочетание. Талантом называют высший уровень развития одаренности или такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность рассматривается как высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

    Гете утверждал, что гений — «это 1% таланта и 99% пота». Он кокетничал. Современные исследования показывают, что гениальность максимум на 20-30% зависит от воспитания и личных трудов, 80% — это врожденное! Иными словами, родить гения трудно, воспитать — невозможно.

Замечено, что у талантливых людей часто наблюдается сочетание разных способностей. Так, литературные способности сочетаются с изобразительными (Пушкин, Лермонтов, Шевченко, Маяковский), изобразительные — с литературными и музыкальными — Скрябин, Чюрлёнис и др. Однако не менее часто встречаются случаи, когда талант наиболее полно выявляется в каком-то одном виде деятельности. О необходимости разделения труда в обществе в соответствии с разделением людей по способностям в свое время говорил Платон: «Пусть никто не будет одновременно литейщиком и плотником; ибо человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки».

Ученые, проанализировав огромный статистический материал, прежде всего биографии выдающихся полководцев, государственных деятелей, ученых, поэтов, художников, богословов, религиозных реформаторов, не обнаружили убедительных свидетельств зависимости гениальности и таланта от врожденных свойств. Не обнаружены также и зависимость от среды или обучения в школе. По статистике, частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов почти одинакова у всех народов. Определяется она цифрой порядка 1:2000—1:10 000. Однако частота гениев, реализовавшихся и признанных выдающимися, исчисляется уже другой цифрой — 1:10 000 000. Это значит, что примерно 100 гениев приходятся на 1 млн жителей.

Отмечено, что гении, замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда создавались социальные возможности для реализации их способности к неимоверному труду, их одержимости, стремления к совершенству. Одной из таких эпох был век Перикла, современника знаменитого полководца Кимона и историка Фукидида, вождя демократической группировки в Афинах. Это V в. до н.э. Вокруг Перикла собирались гении мирового ранга — Анаксагор, Зенон, Про-тагор, Софокл, Сократ, Платон, Фидий. Все они граждане Афин, свободное население которых в то время едва достигало 60 тыс. И для итальянского ренессанса характерна буквально «цепная реакция» рождения гениев.

Ключевые слова: Личность
Источник: Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Материалы по теме
Личностные опросники и теории личности
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Возрастные кризисы личности
Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн....
Теория личности Фрейда
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Потребности личности
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Состояния личности по критерию уровня активности психических структур
...
Общая характеристика социально-психологической зависимости личности
Гагай, В.В.: Компьютерная зависимость подростков как социально- психологическая проблема...
Личность и психика
Петруня О.Э., Юридическая психология
Культура и развитие личности
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
Оставить комментарий